150 лет стремления к небесам: эволюция высотного строительства

Небоскреб США
Небоскрёбы – одно из величайших чудес и характерных черт нашего времени. Однако не стоит думать, что они появились в одночасье. Их существование – результат ряда последовательных технических достижений, открытий и экспериментов.  Этих технических достижений и переломных моментов в истории небоскрёбов было так много, что выделить самые важные из них довольно трудно. Руководитель научно-исследовательского отдела Совета по высотным зданиям и городской среде Дарио Трабукко рассказал журналистам об основных вехах развития высотного строительства.
1852 – лифты позволили подняться на высоту
В 1852 году Элиша Отис изобрел первый в мире «безопасный лифт» с системой удержания, которая могла защитить пассажиров в случае, если трос порвётся. Совсем скоро, в 1857 году первый пассажирский лифт был открыт для публики в E.V. Haughwout Building в Нью-Йорке.
Теперь, когда лестницы стали менее популярным способом подниматься на верхние этажи, здания стали расти ввысь. «Прежде верхние этажи предназначались для бедняков, но появление лифта всё перевернуло с ног на голову. Верхние этажи быстро стали самыми востребованными, потому что на них были доступны естественное освещение, более чистый воздух и низкий уровень  шума от транспорта», - говорит Дарио Трабукко.
Семиэтажный Equitable Life Building, построенный в 1870 году, считается первым небоскребом. В 1871 году художник Альфред Эмсли увековечил в своей картине немецкого эмигранта, который поглядел на небоскрёб и сказал: «Das muss der Palast sein!» (Это, наверное, дворец!).
1916 – новый закон о зонировании в Нью-Йорке
«В 1916 году новые правила зонирования изменили вид зданий в центре Нью-Йорка. Постепенно дома в других городах стали выглядеть очень похоже»,- говорит Трабукко, рассказывая об очередной вехе развития высотного строительства.
Правила были созданы, чтобы здания не закрывали солнечный свет на улицах.  Согласно им, достигнув определенной высоты, здание должно отступить от улицы вглубь квартала, чтобы дать доступ свету и воздуху. Высота наиболее высокой части здания – башни – не ограничивалась, но ее площадь не должна была превышать 25% площади участка. Результатом принятия такого закона стало появление ступенчатых высоток, быстро заслуживших прозвище «свадебный торт».
По словам основательницы Музея небоскрёбов Кэрол Уиллис, закон о зонировании «вдохновил архитекторов на новое видение дизайна небоскрёбов и облика большого города». В результате принятия этого закона в 20-е и 30-е годы появились высотки в стиле арт-деко. После этого американские архитекторы прекратили подражать классическим европейским образцам.
1950-е – расцвет небоскрёбов с остеклением
В 1952 году был построен Lever House – здание с полностью остекленной стеной. Это не был первый образец применения такой технологии, но его стиль вдохновил многих архитекторов в Нью-Йорке, а затем и по всему миру. «Стекло от пола до потолка в сочетании с естественным освещением и вентиляцией делало отдельные этажи более объёмными», - поясняет Трабукко.
Прямоугольные стеклянные башни скоро стали международным стандартом для небоскрёбов. Остекление ненесущих конструкций позволило увеличить полезную площадь этажей с помощью естественного освещения.
1973 – нефтяной кризис
По словам Трабукко, нефтяной кризис 1973 года положил начало идеям устойчивого развития в архитектуре. «До этого стали популярными здания, похожие на чёрные коробки, - рассказывает эксперт. – Их чёрное остекление поглощало дневной свет, кроме того, окна было не открыть, так что здания требовали значительное количество электроэнергии для охлаждения».
По словам Трабукко, лучше всего иллюстрирует новые  изменения сравнение Tour Areva building, также известного как Tour Fiat, достроенного в 1974 году, и Tour Total, строительство которого было завершено в 1985 году. Эти здания изначально задумывались как башни-близнецы, но после того, как первое из них было достроено, разразился кризис, и второе здание строилось уже в соответствии с совсем другими архитектурными принципами.
2001 – теракт 11 сентября как переломный момент
«Теракт 11 сентября можно считать переломным моментом в уже начавшейся революции, - считает Трабукко. – Разумеется, трагедия напрямую повлияла на подходы к строительству, заставляя проектировщиков более тщательно продумывать меры противопожарной безопасности и пути эвакуации. Однако это событие ознаменовало также переход к совершенно другой типологии высотных зданий».
По мнению эксперта, в 90-е годы люди считали, что следующим «высочайшим небоскрёбом» станет американская офисная высотка из секла и стали. После 11 сентября они решили, что самым высоким станет мультифункциональный небоскрёб из бетона, расположенный в Азии или на Ближнем Востоке.
Но в Северной Америке не прекратили строить небоскрёбы. Всемирный торговый центр 1 открылся в 2015 году на месте теракта, возродившись, как феникс из пепла. «За каждым высотным зданием стоит сильная личность, которая хочет мощно заявить о себе, - говорит Дарио Трабукко. – Создать небоскрёб – значит, превратить город в центр мирового уровня. О таких городах, как Дубаи, Тайпэй, Шэньчжэн, Гуаньчжоу знали очень мало, пока там не построили небоскрёбы, что привлекло внимание всего мира».
20?? – будущее высотного строительства
Отвечая на вопрос о том, какие небоскрёбы он ожидает увидеть в будущем, Трабукко говорит: «Я уверен, что сейчас уже нельзя проектировать отдельно стоящие высотки. Если здания будут соединены на верхних этажах, это обеспечит избыток энергии и воды, а также позволит создать больше маршрутов для эвакуации».
По мнению Трабукко, сейчас, когда улицы переполнены людьми, переходы между зданиями и надземные общественные пространства могли бы разгрузить город на уровне земли и сделать жизнь в высотных зданиях более социально устойчивой.
Кроме того, связанные между собой высотки нуждаются в технических решениях, позволяющих перемещаться из одного здания в другое, считает эксперт. Он рассматривает варианты лифтов и движущихся дорожек, но наиболее логичным вариантом считает горизонтальный лифт, который может перемещаться между зданиями.
«Я стараюсь избегать слова «история», когда речь идёт о зданиях, это скорее эволюция, - говорит Дарио Трабукко. – «История» - это прошлое, а развитие высотного строительства ещё продолжается».

Оригинал:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.