Алексей Шаскольский: общественные пространства должны делать людей дружелюбнее и радостнее

Shaskolskii1

В крупных торговых и многофункциональных комплексах уже сложился стандартный набор общественных пространств, предназначенных для привлечения потенциальных покупателей. Однако можно ли ожидать сейчас появления новых необычных площадок, выходящих за рамки привычного? О современных тенденциях в создании общественных пространств порталу UrbanLook рассказал заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.

Общественные пространства для людей – какими они должны быть?

Собственно, изобретать велосипед здесь не нужно. Все, кто бывает за рубежом или следит за новостями урбанистики, видят, что одно из основных направлений западного градостроительства – создание комфортных общественных пространств, которые воспитывают социум, делают людей мягче, дружелюбнее и радостнее. Например, в Чикаго миллионер Прицкер создал культурную площадку, где выступают симфонические оркестры, джазовые коллективы, оперные певцы.   Туда приходят люди, занимают одно из 4000 сидячих зрительских мест или, если места не досталось, устраиваются на коврике который принесли с собой, на обширной поляне, и слушают музыку. Такие площадки есть везде: в Финляндии, в Скандинавии, в прочей Европе. Этому нужно учиться, это нужно перенимать и этого нужно не бояться. У нас пример такого уголка европейского опыта в центре Санкт-Петербурга – это «Новая Голландия». Таких уголков должно быть как можно больше.

Как вы считаете, возможны ли такие площадки в рамках крупных многофункциональных проектов?

Именно там они и появляются. Все понимают, что большой выгоды, скажем, с катка в торгово-развлекательном комплексе нет. Это способ привлечь поток посетителей в торговый центр в надежде на то, что человек, сняв коньки, что-нибудь купит. Не в этот раз, так в следующий. Конечно, легче всего нарезать торговую площадь на мелкие кусочки: это принесёт арендодателю максимальный доход, но люди в такое место не пойдут. Им нужно купить или посетить что-то конкретное, и таскаться среди этого базара они не хотят. Людям нужно кафе, кино, какое-то развлечение. Но торгово-развлекательный комплекс может предоставить достаточно скудный набор. Для тех, кому нужно что-то большее, есть специализированные общественные пространства, такие, как «Новая Голландия».

А если отойти от торговых центров? Какие масштабные городские проекты позволяют создать продуманные общественные пространства?

У многофункционального комплекса «Лахта центр» колоссальные возможности для создания подобной площадки. Это та социальная ответственность бизнеса, которая существует во всём мире. Именно благодаря ей существуют гранты для музеев, выставок – для всего, что обогащает нашу жизнь. Мне кажется, в «Лахта центре» можно было бы создать, например, что-то вроде музея современных технологий, связанных с прорывами в будущее. То есть, сделать не только развлечения, но и интеллектуальное, развивающее пространство для детей и взрослых, которое бы привлекло людей к «Лахта центру» как к объекту, который приводит технологии будущего в современную жизнь.

Как вы считаете, в объектах поменьше будут востребованы уникальные общественные пространства или придётся удовольствоваться типовым набором торговых центров?

Стандартный набор общественных пространств уже существует, все чётко представляют, что может получиться. Впрочем, возможности заниматься какими-то прорывными, новыми форматами есть в тех местах, где обычные варианты нереализуемы. Например, в помещении с низким потолком можно устроить квесты. Нужно смотреть по сторонам и не замыкаться на том, что уже испытано и проверено, не тиражировать то, что никому уже не интересно.  Надо смотреть на новое, прорывное, на то, что будет востребовано пытливым умом и требовательным кошельком если не сегодня, то завтра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.