Эдуард Моро: общественные пространства должны обогащать город, а не обобщать

Моро фото

Общественные пространства должны обогащать, а не обобщать – такую идею высказал глава французского архитектурного бюро Orchestra Эдуард Моро в ходе лекции, прошедшей в петербургской Галерее дизайна 16 июня. Он призвал создателей архитектурных проектов подходить к вопросу организации пространства комплексно, с учётом транспортной инфраструктуры, коммуникаций и городского благоустройства.

В российской практике, к сожалению, организации, ответственные за различные сферы жизни города, недостаточно взаимодействуют друг с другом, считает Эдуард Моро. Однако именно их интеграция позволит создать проекты, комфортные для горожан, и повысить качество городской среды в целом.  По мнению французского архитектора, планируя такой проект, необходимо с самого начала учесть расположение дорог и транспортных потоков в том месте, где его планируется разместить, а также иметь чёткое представление о социальном составе живущих рядом горожан, об особенностях окружающей территории, об экономике города и района и о других факторах, так или иначе влияющих на будущее проекта.

Успех и востребованность инициативы по созданию городского общественного пространства гарантирован, если его организаторы обеспечат три вида интеграции, считает Эдуард Моро. Первый вид – горизонтальная интеграция, которая подразумевает включение в проект на разных этапах его реализации отдельных аспектов городской жизни. В результате общественное пространство превращается в сложную комплексную структуру, гармонично вписанную в ткань города. Сейчас каждый из чиновников, ответственных за городскую инфраструктуру, коммуникации, транспорт и другие жизненно важные для любого проекта сферы, работает «в своём углу», отметил Эдуард Моро.  Второй вид интеграции – вертикальная: это связь между администрацией и горожанами. По словам архитектора, организаторы многих проектов ограничиваются «псевдовертикальной» интеграцией, обращаясь к жителям города за консультацией. Такая интеграция «сверху вниз» в большинстве случаев остаётся формальностью и не приводит к каким-либо практическим результатам. В успешном проекте, по словам Эдуарда Моро, всегда присутствует интеграция «снизу вверх», при которой добросовестно собираются и учитываются мнения всех заинтересованных сторон. Кроме вышеперечисленного, новый проект должен быть интегрирован в городскую структуру на уровне общественного пространства, то есть, двора, улицы или парка, а также на уровне района и общегородского контекста. У каждого из этих уровней свои особенности и ограничения.

В качестве примера удачных проектов Эдуард Моро привёл разработанный архитектурным бюро Orchestra район в Марселе. Особенностью проекта было старинное здание, которое планировалось превратить в культурный центр. Важной частью работы стало проведённое городскими властями исследование социальной структуры населения рядом с будущим районом. Затем специалисты по градостроительному проектированию разработали план, где были учтены границы общественной и частной территории, а также расположение дорог и маршрутов общественного транспорта. Французский архитектор считает, что в России специалисты по транспортной инфраструктуре зачастую приходят в проект слишком поздно, из-за чего некоторые из принятых ранее решений приходится менять и пересматривать.

Давая комментарии после лекции, Эдуард Моро отметил, что Петербург немного напоминает Париж: городская ткань его исторического центра очень хрупка, там много старинных зданий, так что нужно быть очень осторожным, внося туда что-то новое. Тем не менее, возможность для улучшений есть и в центре города. Так, архитектор считает, что набережные петербургских рек и каналов сейчас фактически отданы автомобилям, хотя на них можно было бы создать популярные пешеходные маршруты для прогулок.

Совсем иные варианты эксперт видит для периферийных районов Петербурга. Он считает их зонами активного развития, где, в основном благодаря частным девелоперам, создаются новые качественные общественные пространства. Одно из таких пространств появится в 2018 году после завершения многофункционального комплекса Лахта Центр в Приморском районе Петербурга. «Важно создать в Лахта Центре место, которое приятно не только видеть с высоты небоскрёба или на открытках, но и посещать, - отметил Эдуард Моро. – Лахта Центр - особенный проект. Он расположен на периферии, а не в центре, реализуется прежде всего частным девелопером – «Газпромом», и компания старается хорошо справиться с поставленной задачей. Самое важное сейчас для Лахта Центра – интегрировать общественные пространства в проект».

Лекция Эдуарда Моро состоялась в рамках пресс-конференции, посвящённой итогам молодёжного архитектурного конкурса на концепцию благоустройства ЖК «Прибрежный квартал», расположенного в муниципальном образовании Лисий Нос. В задачи конкурса входили организация общественного пространства, создание уникальной детской площадки и предложение кода благоустройства общественных и приватных зон комплекса, в который входили малые архитектурные формы, освещение и принципиальные решения ландшафта. В жюри конкурса входили, кроме Эдуарда Моро, главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев, учредитель Санкт-Петербургского общественного фонда развития Михаил Голубев, главный архитектор проекта «Прибрежный квартал» Михаил Николаев и другие эксперты в области архитектуры и градостроительства.

Фото:

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.