Эксперты: благодаря проектам у воды город становится более интересным для жизни

Потенциал городских территорий, расположенных уводы, используется недостаточно, часто заявляют современные урбанисты. Там, где можно было бы разместить живописные прогулочные зоны и продуманные общественные пространства, сейчас располагаются автомобильные дороги или промзоны. О том, как сделать городские территории у воды наиболее полезными для города и горожан, порталу UrbanLook рассказали экспертырынка недвижимости.

Татьяна Подкидышева, директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет недвижимости»

Уже средневековые технологии строительства позволяли строить вплотную к водоёмам, причём не обязательно пресным, дома высотой 2-5 этажей. Со временем строительство совершенствовалось, но обмануть законы физики всё равно невозможно: построить небоскрёб высотой несколько сотен метров на сваях, который мог бы «расти» прямо из воды, не получится. А в 50-100 метрах от береговой линии – вполне.

Чтобы всем угодить, есть вполне простое решение. Вдоль воды лучше проложить набережную. Общедоступное, эстетичное пространство с отличными видами и дополнительный маршрут. Вдоль неё выстроить дома малой этажности – 3-5 этажей. В зависимости от географии, там могут располагаться кафе и магазины, если это центр столицы, гостиницы и апартаменты, если это окраина туристического города или просто жильё, если это провинция. За ними, на второй береговой линии возвести дома 9-20 этажей. А дальше, метрах в 100 от воды, без проблем разместятся небоскрёбы неограниченной этажности, виды из пентхаусов которых непременно будут завораживающими. Таким образом будет соблюдена и безопасность строительства у воды, и максимум квартир в прибрежной зоне будут иметь великолепные видовые характеристики.

Если мы посмотрим на примеры застройки курортных городов, например Сочи, то там этот же эффект достигается естественным перепадом высот: чем дальше от берега моря, тем выше. В городах с равнинным рельефом подобное невозможно, поэтому перепад высот можно создать искусственно, повышая этажность построек пропорционально удалению от воды.Конечно, набережные не обойдутся без объектов водной инфраструктуры – портов, яхтклубов, пляжей, плавучих ресторанов. Но когда потребности коммерческой инфраструктуры у воды исчерпаны, урбанистам лучше переключиться на жильё. Созерцание водной глади имеет доказанный терапевтический эффект. Квартиры с видом на воду никогда не будут смотреть «окна в окна», а в городах всё меньше простора со временем. Поэтому квартиры с видом на воду будут невероятно востребованы.

Помимо Венеции и Копенгагена, которые традиционно ассоциируются с «плавучим жильём», нельзя не упомянуть бельгийский город Брюгге. Здесь не так много каналов, как в Санкт-Петербурге, например, однако пространство вдоль них организовано и очень рационально, и вместе с тем эстетично. Это позволило набережным Брюгге стать визитной карточкой города, хотя достопримечательностей в нём и без того немало. Прибрежный грунт укреплён настолько прочно, что дома подступают вплотную к воде, кажется, что их стены являются собственно берегами каналов.

Не стоит забывать, что строительство у воды есть не только в Европе. В арабском мире, например, можно вспомнить Дубай и Шарджу в ОАЭ. Величественные небоскрёбы отелей высятся всего в 50-100 метрах от полосы прибоя. Знаменитая Пальма Джумейра, одна из самых популярных достопримечательностей Дубая, является уникальным примером архитектуры. Это искусственный полуостров, застроенный виллами. Он успешно решил не только задачи девелопмента, создав рукотворную площадку для интересного и сверхликвидного жилого проекта, но и успешно помог избавиться от «излишков» песка, который использовался при его строительстве, ведь в Эмиратах площадь пустынь ежегодно увеличивается на несколько сантиметров, что является серьёзным вопросом безопасности.

К сожалению, в Москве и Московской области, например, элементарно слишком мало площадок для реализации интересного, красочного жилого проекта на береговой линии. Многие архитектурные проекты неизбежно падут жертвой СНиПов – ограничения на строительство в водоохранной зоне не позволят в московской агломерации построить город на сваях.

Ирина Мошева, управляющий директор Moscow Sotheby's International Realty

Для создания комфортной городской среды прибрежные территории лучше всего отдавать под организацию общественных пространств и мест для приятного проведения досуга. Например, благоустроенные набережные хороши для прогулок, бега, езды на велосипеде. Очень уместными будут парки у воды с местами для пикников, с оборудованными игровыми и спортивными площадками, или даже парки аттракционов. Такая концепция может быть дополнена ресторанной зоной: в непосредственной близости от водоема можно расположить разнообразные гастрономические заведения с террасами, где в теплое время могут проводиться различные культурно-развлекательные мероприятия.

И жилая, и коммерческая недвижимость будут уместны в городском районе с видом на реку или озеро. Однако жилая недвижимость с видом на воду будет иметь больший спрос, в то время как для офисной недвижимости все-таки более важны другие факторы. На мой взгляд, жилая недвижимость с retail-компонентом, таким как рестораны и магазины, является одним из наиболее удачным видом недвижимости для строительства у воды. Другими не менее интересными форматами будут отели и торгово-развлекательные комплексы.

Для застройщика к основным недостаткам участков у воды относятся ограничения и необходимость получения дополнительных разрешений на ведение строительства, если участок находится в зоне с особыми условиями использования, а также опасность затопления во время штормов, если город расположен у моря.

Владимир Городенкер, генеральный директор ГК «Атлас Девелопмент», г. Екатеринбург:

Оптимальное использование территории у воды — это благоустройство набережной. При этом, на мой взгляд, должна быть еще дополнительная буферная зона между набережной и городом. Дороги и дома необходимо «отсекать» от воды аллеями, парками, беговыми и велосипедными дорожками. Современный город предполагает нечто большее, чем просто жизнь в квартире. Необходимо обустраивать пространство, улучшать качество повседневной жизни, создавая пространства для интересного и комфортного досуга. Грамотно используя территорию у воды, получится достигнуть максимального эффекта от благоустройства.

Безусловно, наиболее выгодным решением будет строительство жилой недвижимости рядом с реками или водоемами. Но, учитывая современные тенденции, мы понимаем, что жилая недвижимость, тем более, в таких местах, уже не мыслится без коммерческих объектов. При наличии хороших видовых характеристик свое место найдут семейные рестораны, кафе или иные форматы «клубов по интересам».

Недостаток проектов у воды только один - себестоимость. Определенные сложности для застройщика создают условия строительства, то есть, например, нужно учитывать какие грунты лежат рядом с водой. Однако современные технологии позволяют строить надежные и безопасные здания практически везде.

Наиболее ярким зарубежным примером развития прибрежной территории является проект реконцепта и редевелопмента бывшего порта в Дюссельдорфе, который называется Медиенхафен. Как известно, депрессивную промышленную территорию полностью перестроили и привлекли к этому известных мировых архитекторов. Получился концептуальный район, выстроенный на месте старого порта. Теперь это модное место, которое притягивает самых прогрессивных и креативных людей. Власти Дюссельдорфа долго шли к этому решению, но оно целиком и полностью себя оправдало.

Валерия Цветкова, заместитель генерального директора по продажам компании «Бон Тон»

У набережных – огромный рекреационный потенциал, поэтому благоустройство данных территорий и формирование комфортных общественных пространств стало одним из ключевых направлений в развитии городов. Яркий пример – организация многоуровневого парка Зарядье с  ландшафтными зонами и культурными объектами, при этом в любом городе, в котором есть водоемы, благоустройство набережных является отличным способом создания пространств с прогулочными дорожками, площадками для отдыха, фуд-зоной и креативным наполнением. Данные территории становятся визитной карточкой и центром притяжения  горожан.

Речь идет об общем тренде  - благодаря рекреационным пространствам «у воды» город повышает свой статус и становится более интересным для жизни. Свое «зарядье» есть в Туле и множестве других уголков России.

Выход к воде создает «добавочную» стоимость за счет видовых характеристик и расширения рекреационных возможностей. Наличие благоустроенной набережной является плюсом для проекта, а квартиры, откуда видно водоем, пользуются повышенным спросом.  Застройщикам интересны данные территории, так как  столь удачное расположение  генерирует повышенное внимание к реализуемому объекту и создает дополнительные возможности для маркетингового продвижения.   Причем эта составляющая может быть усилена, если в водоеме разрешено купаться. Для столичных территорий это редкое преимущество, которое, разумеется,  отражается в рекламе.

Квартира  «у воды» при прочих равных будет стоить  дороже относительно тех же вариантов в жилом комплексе. Каждый покупатель решает сам,  доплачивать или нет, однако близость к реке/пруду/озеру и более интересные видовые характеристики являются отличным бонусом  при выборе объекта.

При этом пространство на береговой линии может быть весьма разнообразным, охватывая разные сегменты в зависимости от  ситуации и потребностей в данной локации. Это могут быть и парки, размещенные в центральной части  города, и общественные здания, позволяющие формировать комьюнити с учетом интересов (арт-галерея, библиотека, скейт-комплекс и т.д.).

Жилые комплексы «у воды»  востребованы, так как создание жилой застройки делает среду более дружелюбной (например, если ранее располагалась промзона)  и способствует  ее гармонизации при аккуратном включении в окружающее пространство.

Тем не менее, близость к воде может создавать  непростые  геологические условия для реализации проекта  и требовать от застройщика  применения более сложных технических решений.  Дополнительно к затратам, на начальный этап – то есть создание  фундамента – может уйти больше времени, чем в обычном  случае.

Весьма интересны примеры скандинавских стран,  на опыт которых можно ориентироваться с учетом сопоставимого климата. Конструктивные решения предполагают выразительную береговую линию с включением жилых и общественных пространств, а среди примеров – Оперный театр,  библиотека Black Diamond и Dome of Visions (прозрачный купол с зимним садом, построенный специально для Евровидения) в Копенгагене.

Ольга Денисова, директор департамента продаж ОАО «Маяк»

Исторически водные ресурсы в городах использовались для речных перевозок (грузовых, пассажирских), поэтому и крупные предприятия часто располагали около рек. Таким образом, промышленность занимала немалую долю городского пространства. Сегодня, когда производственные территории выводятся за пределы городов, использовать прибрежные зоны можно в основном для рекреации – но, например, и для пассажирских перевозок тоже. Так, собственно, и происходит практически во всех крупных городах мира: вдоль рек обустраивается набережная, променад, чуть дальше, на второй линии – строится жилье и/или офисы. Также для  удобства  горожан и разгрузки городских магистралей оборудуют и причалы.

В центральных районах у воды чаще всего размещаются проекты  mixed-use: и офисы, и апартаменты, и жилье. Дальше от центра – преимущественно жилье, так как появляется больше возможностей создать качественную среду для проживания и отдыха.

Из зарубежного опыта можно назвать такие интересные с точки зрения организации городских пространств проекты, как «Медиагавань» в Дюссельдорфе, которая притягивает огромное количество и горожан, и туристов, и любителей современной архитектуры (там можно увидеть творения Фрэнка Гери). Район «Кэнари-Уорф» в Лондоне создан в ранее непопулярном Ист-энде в районе доков – теперь здесь новый деловой квартал и финансовый центр, который после строительства станции метро стал перетягивать на себя арендаторов из Сити. В Париже, напротив, практически все набережные центральных округов остаются нетронутыми новым строительством, благодаря чему в городе остается пространство для длительных неспешных прогулок и сохраняется дух истории, уникальная атмосфера, а особым украшением города являются мосты.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.