Эксперты: детям в городе нужна «демо-версия» реальной жизни

Создание городской среды, безопасной для детей, уже давно стало общемировым трендом. Зарубежные специалисты считают, что жизненный опыт нужно получать за пределами огороженных детских площадок. О теории и практике того, как сделать город безопасным и полезным для детей, эксперты, рассказали порталу UrbanLook.
 
Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE
Городская среда неоднородна. В ней должны быть как приватные зоны для детей, так и общественные, поэтому организовывать их следует по-разному. Приватная зона – это, безусловно, двор. Сегодня девелоперы жилья практически всех сегментов применяют концепцию закрытого двора. Если раньше границы зоны уличного досуга при многоквартирных домах были условными, то сегодня во всех новых жилых комплексах застройщики стремятся отгородить эту территорию от внешнего мира, что находит понимание у клиентов. Плюсы очевидны: автомобили не ездят там же, где играют дети. Это позволяет предотвращать большое число несчастных случаев. Во-вторых, дворы чаще всего закрыты для посторонних. Поэтому родители имеют возможность отпустить детей погулять во двор без постоянного контроля.
Помимо приватности, пространство во дворе должно быть адаптивным. В прежние годы, выходя из дома, можно было увидеть стандартный детский городок. Во-первых, он был очень утилитарным с точки зрения использования, так как способствовал только физической активности. Во-вторых, детские городки предназначались для одной возрастной группы. Соответственно, старшие и младшие дети оставались без занятий во дворе и поэтому были вынуждены искать развлечения в небезопасных местах за пределами дома и даже района. Сегодня внедряются разновозрастные площадки, которые интересны самым разным детям: для малышей организуются «тактильные парки», оснащенные разными фигурами и интерактивными механизмами, позволяющими развивать моторику. Для старших групп в современных ЖК предусматриваются скейт-площадки.
За пределами детской площадки и вообще территории дома создать городскую среду, абсолютно безопасную для детей, невозможно: так или иначе там будут постоянные источники опасности. На мой взгляд, в городе должна быть организована отдельная система навигации для детей. Как известно, подрастающее поколение часто не обращает внимания и не умеет воспринимать знаки мира взрослых: указатели (особенно с текстом и схемами), предупреждающие сообщения и т.п. Для детей должна быть создана собственная система знаков, позволяющая ориентироваться в городе и сторониться опасностей.
 
Михаил Беляков - руководитель мастерской NOOR Architects:
Применительно к Москве стоит рассматривать комплексную стратегию по благоустройству. Общий тренд на создание комфортной среды поддерживается как городом, так и застройщиками. В каждом современном дворе есть несколько зон активности - спортивные и детские площадки, прогулочные аллеи, озеленение. Сама городская среда становится более безопасной для детей - пешеходные улицы, увеличение числа светофоров, организация подземных переходов и многое другое. Если взять в пример европейский, в частности, немецкий подход - то общественные пространства становятся универсальными как для взрослых, так и для детей. Это мультиформатные проекты благоустройства парков и площадей с большим количеством МАФов, которые интересны всем слоям населения. Дети учатся смотреть на архитектуру через призму частных проектов и локальных улучшений, которые в дальнейшем образуют цельную городскую структуру.
Несколько хуже ситуация в регионах - градостроительный процесс достаточно инертен, поэтому то, без чего невозможно строить сегодня в Москве или Санкт-Петербурге, не всегда применимо к региональным объектам. Но глобальный процесс уже идёт, и в перспективе 5-10 лет можно ожидать качественное улучшение региональной среды, комфортной и удобной для детей и подростков.
Комогорова Марина, руководитель отдела новостроек «НДВ-Супермаркет недвижимости»
Ребёнок – существо активное, подвергающее анализу всё, что может найти. Как правило, по одному разу: изучил – переключился дальше. Поэтому за короткий промежуток времени дети способны изучить колоссальные пространства, значит, для комфортной детской среду в первую очередь нужна большая площадь. У ребёнка ещё не развито чувство опасности так, как у взрослого. Значит, пространство должно быть свободно прямых угроз здоровью и жизни. Оживлённое движение, водоёмы, дикая природа не позволят отпустить ребёнка из поля зрения родителей. Но рамки стандартной детской площадки с набором игрушечных развлечений стесняют развитие малыша, не дают ему собственного опыта общения с «большим» миром. То есть нужна некая «демо-версия» реальной жизни – большое пространство, свободное от машин, сохраняющее естественность природы.
В качестве примера могу привести пространство, отлично подходящее людям всех возрастов и самых разных увлечений, которое создано городскими властями в САО –Дмитровском и Бескудниковском районах. Парк «Ангарские пруды», также известный как парк ВИСХОМ, занимает 38 га площади, далее на север с ним граничит парк «Вагоноремонт» (парк отдыха ветеранов), в нём же детско-юношеская спортивная школа, футбольное поле, бассейн. Малышам здесь непочатый край исследований, а те, кто постарше, могут пробираться по Карельскому бульвару до самой Вагоноремонтной улицы на север и до парка имени Святослава Фёдорова по Бескудниковскому бульвару на юг. Здесь можно найти всё: ручьи, водопады, катание на катамаранах и рыбалку летом, зимой – ледяные горки; конную школу, многокилометровое кольцо асфальтированной велодорожки, множество площадок для самых разных видов спорта. Но самое главное – здесь достаточно укромных уголков, где малыши могут проявлять фантазию, посмотреть, что такое гаражи, парковки, заборы. Здесь они могут понять, что мир – это не только пастельные тона и «специально отведённые места для досуга». При этом парк достаточно многолюден, что позволяет детям чувствовать себя частью социума, общаться с людьми всех возрастов, домашними животными. Водоёмы несколько лет назад реконструировали, Ангарские пруды чисты, мелководы и имеют очень пологие берега, что повышает безопасность на воде. Зелени достаточно (есть и яблоневый сад), но не настолько, чтобы дети заблудились или их можно было потерять из виду.
Андрей Хохлушин, руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК «Мечта».
Безопасная городская среда для детей – это такая среда, где не возникает моментов риска для получения детьми травм. Поэтому внутри городских кварталов должна быть четко выделена дворовая зона и жилая зона, где не должно быть движения автотранспорта.  В частности, на въезде в жилой квартал должны быть установлены знаки и лежачие полицейские, которые не будут позволять автомобилям разгоняться. Также очень хорошо на безопасность и развитие детей влияет концепция двора без машин. Когда во дворе нет автомобилей, у детей появляется возможность гулять за пределами детских площадок. Дети катаются на велосипедах, гуляют, передвигаются в безопасности. При этом такой подход развивает детей. Еще очень важно, чтобы безопасные дворы были оборудованы общепринятыми элементами города. Несмотря на то, что в пределах жилой зоны движение автотранспорта ограничено до 20 км/ч. и пешеходы всегда имеют приоритет, желательно все равно устанавливать пешеходные переходы, дорожные знаки, чтобы дети привыкали смотреть на дорогу, хотя в конкретном случае им ничего не угрожает. Также очень важно отделить детей от домашних животных.
Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро "АРХКОН"
Когда речь идет о детях, самое главное – это безопасность. Поэтому важной задачей является создание городских пространств без автомобилей. Концепция разделения пешеходных и транспортных потоков должна из дворовой начать перерастать в  общегородскую. Даже в СССР были сделаны шаги в этом направлении (микрорайон Северное Чертаново). Важно именно разделять потоки, сохраняя комфортный, но безопасный доступ для автомобильного транспорта.
Необходимо вносить в структуру городской среды, не просто рекреационные пространства, а пространства с элементом обучения или аттракциона, связанные между собой безопасными пешеходными и веломаршрутами. Примером удачных решений может служить Хельсинки  и ряд других городов Финляндии.
В сегодняшней городской структуре это, безусловно, тематические парки, как, например, Диснейленд,LEGO LAND  или ВДНХ, в котором была всегда очень сильная детская образовательная функция. Ботанический сад и Аптекарский огород – примеры совмещения ландшафтной, рекреационной и образовательной функций.
Очень  важно создавать в уже существующей  городской среде, как можно больше парковых пространств образующих единый зеленый каркас города.
Ну и конечно «Зарядье», наиболее интересный пример внесения нового средового объекта с современными музеями, образовательными и развлекательными пространствами.
Юлия Зубарик, основатель градостроительного бюро Master's Plan
Говорить, что создание городской среды безопасной именно и только для детей было бы слишком узко. Безопасность детей является частью концепции комфортного и безопасного проживания для всех членов семьи. Это одна из задач, которую решает квартальная застройка, на которую сегодня ориентируются девелоперы.
При реализации крупных проектов принцип квартальной застройки дает мультипликативный эффект – закрытые дворы без машин позволяют детям спокойно чувствовать себя на всей придомовой территории, продуманная структура всей застройки обеспечивает второй «контур безопасности», обеспечивая принцип «жить, работать, заниматься спортом, проводить свободное время, не выезжая за территорию района». Кстати, этот принцип не только обеспечивает безопасность, но и экономит время.
Такие проекты как «Зиларт», «Тушино-2018», «Символ», строящиеся в Москве, уже сейчас готовы показать, как может быть организована жизнь. Правильно спланированная дорожная сеть без транзитного движения автотранспорта обеспечивает безопасность на дороге, школы и различные студии в шаговой доступности дают возможность детям самостоятельно ходить на занятия пешком, или ездить на велосипедах и самокатах, спортивные сооружения позволяют детям и взрослым заниматься спортом около дома, вновь не покидая района.

Важной составляющей являются зеленые и парковые зоны, которые закладываются архитекторами еще на этапе проектирования, и где также запрещено движение автотранспорта. Важно, чтобы в парке было предусмотрено освещение – это тоже один из важных элементов безопасности.

Екатерина Степанова
Фото: 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.