Эксперты: комфортная среда – не только велодорожки и интернет в метро

Городская среда и понятия о её комфортности за последние годы в корне изменились. Объекты, которые невозможно было бы даже представить на улицах и во дворах в начале 2000-х годов, сейчас стали неотъемлемой частью современного города. Без чего сегодня не может обойтись комфортная городская среда?

Анастасия Семенченко, коммерческий директор, партнер М.К.3 Инжиниринг.

В первую очередь в начале 2000-х было невозможно представить себе город с велодорожками (таковые были разве что в научных городках типа Дубны, и то в печальном состоянии). Появились не только велодорожки, но и городские велосипеды! Прокат велосипедов востребован, я сама порой на работу в хорошую погоду еду на велосипеде, а обратно не получается – нет свободных. Широкие тротуары и благоустройство пешеходных дорожек, выделенные полосы для общественного транспорта – второе отличие. В принципе, общественным транспортом стало удобно пользоваться. Этому способствуют мобильные приложения, через которые можно не только спланировать маршрут, но и точно знать, когда придет нужный тебе автобус или трамвай. А интернет в метро? Разве возможно было себе представить, что ты сидишь в метро и отправляешь почту заказчикам? Благоустройство парков и дворовых территорий, пожалуй, третье важное отличие. Парки были, в них ходили гулять, но там не было инфраструктуры. И люди шли проводить свободное время в торгово-развлекательные центры. Сейчас парки даже в плохую погоду могут составить конкуренцию ТРЦ: кружки и секции на любой вкус и бюджет, танцплощадки, спортивные площадки – футбол, баскетбол, тренажеры, пешеходные, беговые и велосипедные дорожки, в Сокольниках есть даже бассейн, а уж про фаст-фуд и рестораны и говорить нечего. Приведены в порядок зеленые насаждения, посажены новые.

Must have для комфортной городской среды – это наличие зеленых насаждений, разделение пешеходных и непешеходных зон, четкая работа общественного транспорта, светофоров и отсутствие пробок. И еще с моей точки зрения крайне важным является создание безбарьерной среды. К этому нам еще надо идти, пока мы в начале пути – лозунгов больше, чем реальных дел. Но тут многое зависит не только от города, но и от застройщиков, и от нас – архитекторов и проектировщиков.

Валерий Кузнецов, директор по продажам RDI

Лучше сказать не о новых объектах, а о новых технологиях, которые пришли в нашу жизнь за последние 20 лет. Во-первых, сейчас часто в жилых комплексах устанавливаются веб-камеры, по которым родители могут следить за своими детьми на детских площадках (как, например, в жилых комплексах RDI у родителей есть доступ к веб-камерам через портал Службы городских сервисов), это также позволяет отслеживать правонарушения и порчу общественного имущества.

Во-вторых, сейчас можно подзарядить мобильное устройство на улице, в магазине или кафе, достаточно просто подойти к специальной зоне. Стали появляться станции зарядки электромобилей. Еще 10 лет назад их трудно было найти даже на заправках, а сегодня в крупных городах такие есть на стоянках супермаркетов и даже во дворах многоэтажек.
К этому же списку отнесем и WiFi-зоны. Несмотря на развитие мобильного интернета они не теряют актуальность.

Есть и другие новшества. Часть из них связана с набирающим обороты стремлением россиян вести здоровый образ жизни. К таким новинкам относятся спортивные площадки во дворах и скверах. Это дорожки для велосипедистов и роллеров, скейтдромы, рампы  для катания и даже целые скейт-парки. Таким образом, даже в этом малом формате уже видно, что сегодняшнее проектирование уже вышло далеко за рамки только архитектуры и дизайна, городская среда должна решать социальные задачи, а не только эстетические.
При ускоряющейся урбанизации как никогда актуальны зеленые зоны: парки, скверы, пешеходные и прогулочные зоны. Большая часть жителей мегаполисов живет в квартирах и пользуется каждой возможностью выйти на улицу и подышать кислородом. Повторюсь, в них необходимо предусматривать возможность провести досуг не только для мам с колясками и пенсионеров, но и для молодежи. А для этого в современном парке должны быть: фото-зоны для любителей селфи, арт-объекты, спортивные площадки, места для прогулок с домашними питомцами. Хорошо, если последние будут оборудованы специальными комплексами для уборки за животными. Иначе зона отдыха очень быстро может превратиться в «минное» поле.

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE

Городская среда меняется с каждым годом. Причем настоящая «революция» качественных характеристик произошла относительно недавно – всего 2-3 года назад, и сегодня она продолжается. Главными «революционерами» по преобразованию городской среды стали, конечно, девелоперы, вынужденные в условиях рекордного объема предложения бороться за покупателя не только ценой, но и качеством. Если в начале 2000-х при проектировании и строительстве новых жилых комплексов застройщики в первую очередь ориентировались на строительные нормативы, используя за основу старые проверенные временем серии домов, то сейчас на первичном рынке Москвы вряд ли можно найти два одинаковых проекта из более чем 300 комплексов. Именно объекты комплексного освоения территории создают полноценные микрорайоны – комфортную городскую среду с точки зрения жизни, а не соблюдения технологических требований.

Главное изменение коснулось, пожалуй, благоустройства придомовой территории. Если в проектах, построенных в 2000-х, жителей встречали одинокие лавочки у подъезда и песочница с качелями, то сегодня дворы стали полноценными городскими пространствами с разновозрастными и даже «сенсорными» детскими площадками, зонами для отдыха подростков, родителей, пенсионеров, обустроенные тренажерами и спортплощадками.

Городская среда стала более инновационной. Все чаще в проектах есть Wi-Fi в общественных зонах и даже станции для подзарядки гаджетов. Впервые такие решения появились в московских парках, а сегодня распространяются и на жилые комплексы.

Наконец, еще несколько лет назад в массовом сегменте было сложно себе представить дома с такой яркой архитектурой. Теперь фасады уже не выполняют утилитарную функцию. Типовые проекты практически сошли со сцены, и сейчас девелоперы даже самых бюджетных новостроек стараются дополнить жилые комплексы интересными решениями в облицовке и покраске фасадов, дизайне входных групп, остеклении. Хотя еще в начале 2000-х жилые комплексы были похожи друг на друга как близнецы, что не добавляло комфорта городской среде.

На мой взгляд, комфортная городская среда должна быть в первую очередь безопасной и удобной. Поэтому must have в сегодняшнем благоустройстве – это разделение пешеходных и автомобильных потоков, иными словами – организация дворов без машин.

Удобство среды отчасти измеряется тем временем, которые мы с вами тратим на получение той или иной услуги/товара. Поэтому первые этажи современных новостроек должны отдаваться под нежилые помещения, чтобы «в тапочной доступности» жители могли получить все необходимое, не покидая пределы комплекса.

Евгения Старкова, директор по маркетингу компании MR Group

Изменился сам город, возникла новая парадигма: столица становится более ориентирована на жителей и туристов. Здесь появляются новые городские пространства, которые со временем становятся культовыми: «Музеон» и Крымская набережная, «Зарядье» и Триумфальная площадь, прогулочные зоны на Никольской и уютные рождественские ярмарки на Красной площади. Если в 2000-х годах фраза «погулять в центре» скорее означала шопинг на Тверской или Охотном ряду, то сейчас прогулки по городу стали действительно комфортными – горожане заново для себя открывают Москву.

Безусловно, это набережные, где есть как места для тихого отдыха, так и велосипедные и беговые дорожки. Это необычные арт-объекты: например, качели на Триумфальной площади. Это качественные ярмарки, которые переносят в атмосферу уютного европейского города. Это и многоуровневое пространство, которое придает ландшафт городу.

Валерия Цветкова, заместитель генерального директора по продажам АН «Бон Тон»

Организация среды в жилых проектах  значительно изменилась  за последние годы – рынок проделал огромную работу, и концепция новых жилых комплексов уже несравнима с предыдущими предложениями рынка.

Существенные изменения коснулись архитектурной составляющей и организации придомовой территории – застройщики стали относиться более внимательно к оформлению вестибюлей, а проекты комфорт-класса получили «фишки» из более высоких сегментов.  Один из примеров- «двор без машин», когда парковки выносятся за периметр жилого комплекса, а освободившееся пространство занимают рекреационные зоны с цветниками, местами для отдыха, спортивными и детскими площадками. При этом наполнение общественного пространства изменилось – застройщики предусматривают более интересную концепцию для организации времяпровождения на территории ЖК. На смену скамейкам  с простыми дорожками пришли  дворы с зонами воркаута, арт-объектами, тематическими площадками и даже многоуровневым ландшафтом.  Крупные застройщики предлагают такие опции, как  wi-fi во дворах и зарядки для гаджетов, что было невозможно представить несколько лет назад.

Современные проекты предлагают более широкие рекреационные возможности – концепция «двор без машин» становится ключевой для проектов комфорт-класса, учитывая возможность высвобождения территории под прогулочные зоны с  эстетичным оформлением и разнообразными вариантами для отдыха. Проезжая часть выносится за пределы дворов, что создает абсолютно новый уровень безопасности во дворах ЖК.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.