Эксперты: современные граффити открывают диалог между жителями и средой

Из подросткового хулиганства и протеста граффити превратилось в яркий и вполне легальный элемент городской среды. Портал UrbanLook попросил экспертов рынка недвижимости рассказать о своём отношении к этому виду уличного искусства.
 
Раньше граффити считались своего рода искусством протеста. Как вы считаете, изменилось ли это сейчас?
Юлия Зубарик, основатель архитектурного бюро Master’s plan:
Действительно, раньше граффити считалось чем-то постыдным, запретным, своего рода искусством протеста. В настоящее время граффити – это новый и модный вид городского стрит-арта, зачастую ничем не уступающий живописным полотнам великих художников.
Юрий Лакеев, коммерческий директор RDI
Да, изменилось. Но мы бы хотели сделать четкое разделение между граффити, которое возникает стихийно и без согласования, и граффити законные, когда девелопер подбирает художников, создает определенный стиль и образ района, согласовывает рисунки с властями города и получает разрешение на их размещение. Мы будем говорить о граффити именно как о современном стиле стрит-арта, который создается урбанистами для формирования комфортной среды в городах. Постройки, расписанные в этой технике, становятся арт-объектами и, как следствие, точками притяжения для жителей — рисунок становится своего рода визитной карточкой района или города, его активно фотографируют, распространяют по сети, благодаря хорошим граффити, город перестает быть безликим и становится узнаваемым.
Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE
Искусство граффити зародилось в США почти сто лет назад и изначально действительно было одним из способов самовыражения молодежи. Однако со временем стрит-арт «заразил» все сферы общественной жизни, став на сегодняшний день одним из новых течений искусства.
Сегодня работы художников можно встретить не только на улицах города, но также в известных музеях, к примеру, Бруклинском или Музее современного искусства в Чикаго. Даже в России, где многие годы власти боролись со стрит-артом отмечены положительные изменения. Более того, градостроители даже инициируют появления новых объектов на улицах Москвы. К примеру, в 2014 году был запущен проект «Живая история», в рамках которого на фасадах московских домов появились портреты государственных, научных, культурных деятелей и героев войны. Например, на улице Волхонка расположен портрет генерала-фельдмаршала Михаила Кутузова. Причем, как отмечают власти, стоимость одного граффити составляет порядка 300 тысяч рублей. Поддержка со стороны правительства, на мой взгляд, лучшее подтверждение того, что граффити стало искусством, признанным обществом.
Считаете ли вы допустимым использование граффити в оформлении жилых проектов? 
Татьяна Подкидышева, директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет недвижимости»
Допустимо – так как в данном случае застройщики «берут» из граффити именно изобразительную сторону. Привлекая художников к созданию арт-концепций и рисунков на фасадах, ограждениях и элементах благоустройствах, застройщик создает более интересное оформление и делает свой проект уникальным. Граффити позволят  оживить городскую среду, восполнить дефицит зрительных впечатлений и донести до общества важную информацию с помощью эстетических инструментов.
Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE
Наличие граффити в оформлении жилых проектов, на мой взгляд, нецелесообразно. Проблема заключается в суровых погодных условиях на территории нашей страны, из-за которых срок жизни объекта стрит-арта не превышает 3-5 лет. Поэтому за относительно небольшой срок произведение искусства придет в негодность и скорее станет раздражать жителей своей ветхостью. Развитие современных технологий позволяет девелоперам оформлять фасады жилых комплексов более долговечными способами. Например, при желании на фиброцементные панели, можно нанести любой рисунок, составив из нескольких элементов картину. Это куда практичнее и долговечнее.
Екатерина Коган, руководитель департамента маркетинга семейства компаний KASKAD Family
Если проект оригинальный, с какой-то своей фишечкой, этой изюминкой как раз может стать и граффити, тем больше она запоминается и ассоциируется как раз с тем или иным объектом. Для нас как для девелопера при создании комплекса важно произвести некий WOW-эффект. По нейропсихологии подобный «вау-эффект» усиливает первый контакт и в дальнейшем влияет на подсознание. При воспоминаниях о продукте всплывают положительные эмоции – это, в свою очередь, позволяет выделить его среди конкурентов и влияет на осуществление выбора.
Только при воплощении такой «вау-задумки» важно помнить, что кроме красивого оформления она должна быть гармоничной и созвучной самому проекту, отражать его суть, подчеркивать индивидуальность или привлекать внимание к деталям, особенностям.
Какие площадки, по вашему мнению, лучше всего подходят для граффити?
Мария Котова, директор департамента жилой недвижимости, GORN Development
Это практически 90% зданий Москвы. Без согласования, разумеется, это незаконно и чревато. Есть, конечно, легальные площадки, которые выделяет город, сюда приходят художники и выражают себя. Вся проблема в том, что количество вольных художников превышает общее число разрешенных под эти цели площадок. Например, раньше на ВДНХ была стена, где толщина слоев краски достигала нескольких сантиметров.
Роман Сычёв, генеральный директор Tekta Group (девелопер ЖК «Маяковский)
Я полагаю, наиболее уместно уличное искусство в оформлении прилегающих территорий. Скажем, детские или спортивные площадки, зоны отдыха под открытым небом, коворкинг, в общем любое общественное пространство можно дополнить стрит артом.
А вот менее подходящим местом для таких работ мне представляются места общего пользования в доме. Дело в том, что граффити – это нетиповой рисунок, который ко всему прочему должен появляться там, где его никто не ожидает увидеть. Если же мы нарисуем стрит-арт в лифтовом холле одной из секций одного из корпусов, то у жителей всего комплекса возникнет вопрос: «Почему именно там, а не у нас?». Если мы размножим работу, то она автоматически потеряет свой эффект и смысл.
Андрей Хохлушин, руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК "Мечта"
Самым лучшим объектом для размещения граффити мы считаем технические здания. Например, трансформаторные подстанции, склады, бункерные площадки – такие элементы обустройства, которые, к сожалению и в принципе нельзя исключить из жизни, но они, как правило, имеют скучный, серый, невыразительный внешний вид. Граффити – это то, что позволяет оживить невыразительные объекты и сделать их яркими. Эти объекты становятся местной достопримечательностью. Если брать подъезды, то это то, место, где жители постоянно проходят. Подъезды традиционно в России оформлены достаточно скучно. И жители не рассматривают это место, в котором может быть что-то интересное. Это место люди пробегают. И мы считаем, что это самая ближняя точка, где люди могут увидеть какой-то элемент искусства.
Как вы считаете, как граффити влияют на городскую среду? Делают ли они её более комфортной или наоборот?
Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро АРХКОН
Искусство делает нашу жизнь ярче, а наши города и наше окружение лучше. Главный критерий здесь уместность и талант исполнителя. Это хороший и недорогой прием средового дизайна. И, что очень важно, в отличие от многих других инструментов, он легко сменяем, может быть все время актуальным и свежим. Я за граффити!
Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development (девелопер ЖК «Новый Зеленоград»)
Граффити стало неотъемлемой частью современных городов. Они оживляют улицы, открывают диалог между жителями и средой. Сегодня на фасадах ничем не примечательных когда-то домов появляются целые произведения стрит-арт-художников. Это преображает город, делает его интересным и эмоциональным, а не серым и безличным. Однако не все граффити визуально приятны. По-прежнему все еще есть маргинальное искусство, создаются агрессивные, провокационные и кричащие объекты, которые делают среду некомфортной и создают ощущение небезопасности.
Роман Сычёв, генеральный директор Tekta Group (девелопер ЖК «Маяковский)
Следует отличать искусство от вандализма, хотя, конечно, сегодня эта грань все более условна: художники-акционисты стремятся ее нарушить, а им навстречу идут многочисленные невоспитанные подростки с краской. Едва ли такое «искусство» пригодно для массового использования. Оно скорее вызывает отторжение, потому что большинство людей все-таки предпочитает созидательные, а не разрушительные идеи.
Если же мы говорим о настоящем позитивном искусстве, то, конечно, оно положительно влияет на городскую среду. Если мы вспомним работы Бэнкси, то они почти всегда удивительно органично вписываются в городское пространство, хотя и несут в себе протестный заряд. Многие из них теперь охраняются государством и стали достопримечательностями. Такое искусство только облагораживает городскую среду.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.