Эксперты: современный город должен быть соразмерен человеку

Простр р-е фото

Современный Петербург сочетает в себе одновременно консерватизм и стремление к развитию, бережное отношение к старинным шедеврам и пристальный интерес к новейшим тенденциям культуры и искусства. Каким должен быть по-настоящему живой город, как следует сохранять баланс старого и нового в городской культуре, чтобы и не погубить историческое наследие прошлого, и не закоснеть, превратившись в музей, недоступный для новых веяний? Этому вопросу была посвящена заключительная сессия III Международного Форума пространственного развития Петербурга, прошедшая 28 сентября в Мраморном дворце.

Модератором дискуссии, посвящённой месту культуры в современной жизни Петербурга, была Ольга Бузина, директор по коммуникациям многофункционального комплекса Лахта центр, который будет построен в 2018 году в Приморском районе Петербурга. Такое назначение выглядело особенно символичным: обсуждение перспектив петербургской культуры и искусства вела сотрудница проекта, которому ещё только предстоит появиться на карте Петербурга будущего. Этот проект ещё до своего завершения стал своего рода символом всего нового, необычного и прорывного в городской культуре. Так, публицист Александр Невзоров считает, что после завершения строительства Лахта центра «по городу пойдёт волна понимания того, что современность – это прекрасно». Он заявил, что сейчас архитектурная новизна Петербурга «ютится на окраинах», однако остановить городское развитие невозможно.

За словами о культуре Петербурга прячется глубокий внутренний и внешний конфликт, отметил Александр Невзоров. По его мнению, интерес к старинной архитектуре осознанно культивировался в советские времена, когда ансамбли XVIII-XIX веков были альтернативой серым новостройкам. Однако сейчас необходимости в таком противопоставлении нет, и развития можно не бояться. «Резервации всегда остаются, но нет ничего страшного в том, чтобы на фоне этих резерваций были дерзкие, сверлящие небо, великолепные новые здания», - заявил публицист. Более того: он считает, что сейчас страсть к историчности порой превращается в «исторический фетишизм», который тянет город на дно.

О роли объектов искусства в городской среде участникам форума рассказал Художник, скульптор и экспериментатор Андрей Бартенев. Он подчеркнул, что подобные объекты могут быть мощнейшим оружием, и к х размещению в городе нужно относиться очень осторожно. В качестве примера он привёл памятник Михаилу Калашникову, недавно установленный в Москве: художник уверен, что появление в общественном месте статуи человека с автоматом в руках повлияет на эмоциональный барьер москвичей, и количество преступлений с использованием огнестрельного оружия в столице может увеличиться. Ещё одним примером влияния городской среды на людей Андрей Бартенев назвал еженедельный вывоз мусора в Нью-Йорке:  в среду и четверг горожане выносят на улицы миллионы черных мусорных пакетов. Художник отметил, что в эти дни люди заметно меньше улыбаются, и предложил разработать новый дизайн таких пакетов, выполненный в ярких цветах. Он призвал к осторожности в обращении с городской средой даже в таких, казалось бы, незначительных её проявлениях.

Поделиться своим мнением о петербургской культуре смог и лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров, принявший участие в дискуссии по телемосту из Германии. Он считает, что «температуру» Северной столицы можно измерять по Эрмитажу: если жив он, значит, жив и город. Музей, по словам певца, может быть «домом муз» или «нафталиновым складом» - но Эрмитаж удачно сочетает в себе и то, и другое. Что касается города в целом, то он продолжает развиваться и становиться мегаполисом, несмотря на то, что крыло традиционалистов в нём очень сильно, считает Сергей Шнуров. Исполнитель убеждён, что Петербург всегда абсорбировал и перерабатывал новые веяния. «Город превращается и город превращает, - отметил Сергей Шнуров. - Петербург - город приезжих, и пугаться этого не нужно».

Культурная столица невозможна без театра, и своим видением роли культуры в городской жизни с участниками дискуссии поделился  режиссер и основатель "Pop-up" театра Семен Александровский. По его словам, театр – едва ли не самое рутинное явление в городе: единожды сформировавшись, он почти не меняется на протяжении веков. Именно поэтому режиссёру интересно вывести театр на улицы, сделать его частью «партизанской культуры» - неофициальной, но формирующей настоящую атмосферу Петербурга. Семен Александровский подчеркнул важность создания города для людей, соразмерного человеку настоящего. В качестве примера отсутствия такой соразмерности он привёл сталинские дома с огромными дверями, словно рассчитанными на ещё не родившегося гиганта. Современному человеку приходится заходить в такие дома через маленький закуток сбоку. «Мы не можем измерять город каким-то абстрактным понятием, все измеряется человеком», - считает режиссер.

Особой частью петербургской культуры всегда были книги. Директор сети магазинов «Буквоед» Денис Котов называет книжные магазины аптекой, где продаются лекарства для души и считает, что книги – конкуренты  телевидения, интернета и алкоголя, соперничающие с ними за время и внимание людей. «Моему сыну сейчас десять лет. На шестнадцатилетие я хочу подарить ему читающую страну, в которой люди будут читать по 10-12 книг в год», - заявил Денис Котов. Именно люди, по его мнению – основная движущая сила трансформации городской среды и образа жизни; люди, которые хотя бы понемногу, постепенно делают своих сограждан счастливее. Именно они в первую очередь создают по-настоящему живой город.

Фото: 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.