Эксперты: создание «умного» города требует отдельной статьи бюджета

«Умный» город в последние годы стал одним из ориентиров мировой урбанистики. Однако эксперты ещё не выделили универсальные критерии, позволяющие однозначно назвать город «умным». Что под этим понимают эксперты рынка недвижимости и что они предлагают в дальнейшем развивать в «умных» городах?

Ольга Солодовникова, руководитель отдела вторичного жилья агентства недвижимости «Биг Риэлти»

"Умный город" в моем понимании – это в первую очередь хорошо продуманная система качественного жизнеобеспечения проживающих на данной территории людей. Сюда относятся общедомовые и коммунальные услуги, содержание придомовой территории, удобная и полная инфраструктура, доступные сервисы и услуги во всех областях, возможность контроля и даже управления, а самое главное – правильная экономика и, значит, правильное развитие и функционирование всего комплекса, включая дороги и парки .

На мой взгляд, именно правильная экономика и развитие всего комплекса и отличают умную систему от «неумной».

Для создания и развития системы «умного города» необходимо одновременное развитие многих направлений и технологий. Здесь можно отметить и внедрение в быт современных технологий по сбережению ресурсов и внедрение современных технологий по управлению различными процессами и однозначно активная и самое главное реальная, правильная логистика , которая на сегодня скорее всего полностью отсутствует, чем в какой-то мере присутствует, это и современные технологии в строительстве на всех этапах - все перечислять очень долго.

Выгодна ли сегодня такая система умного города для государства и бизнеса? Скажу так - если бизнес работает чисто и для людей, то выгодно, а если цель бизнеса получение суперприбыли - то нет. Если государство, создавая такую структуру, заботится о благополучии и качестве жизни людей - то она выгодна, если заботится о благополучии своих чиновников - то нет. Кстати, поэтому именно чиновники являются сегодня и будут являться в дальнейшем основным препятствием для внедрения и продвижения таких современных «умных» систем и структур.

Мешает развитию умных городов на сегодняшний момент, на мой взгляд, равнодушие и незаинтересованность чиновничьего аппарата. У нас много, даже очень много молодых и талантливых людей, которые могут создать просто невероятно продвинутые системы и структуры во всех сферах жизни и создать просто фантастическую систему "умный город". Очень много задумок, предложений и разработок. Некоторые уже пытаются внедрять за рубежом, в частности в Германии. А из-за чиновничьего барьера наши наработки опять уплывают далеко-далеко, а мы продолжаем сидеть без электричества и воды, с неадекватной системой отопления домов, с плохими дорогами, грязными улицами и парками.

 

Наталья Никитина, исполнительный директор «К2 Бизнес-парк», основатель проекта мобильных рабочих пространств «смарт-офис».

Для меня «умный город» - это, в первую очередь, эффективное и удобное городское пространство, где все настроено на то, чтобы удовлетворить своего «пользователя». Кто же «пользователь»? Это поколение Z, которое воспринимает информацию в разы быстрее предыдущих, черпает ее из новых социальных и локальных сетей.

В основе «умного города»  лежат технологии big data и анализа данных, которые помогают владельцам бизнесов точнее определить портрет своего потребителя и максимально персонализировать сервис. В частности большую роль в этом сыграют  данные сотовых операторов  - именно они знают геолокацию человека и могут рисовать его ежедневные маршруты. От этого выиграют не только крупные бизнесы, но и локальные - те, кто сможет работать гибко, удобно, быстро и таргетированно.

Если в «неумном городе» человек проводит часы в дороге на работу и домой, стоя в пробках и дожидаясь общественного транспорта, в «умном городе» будущего развитая транспортная инфраструктура и сеть мобильных офисов снимают эту проблему. Рабочее место в городе будущего   – максимально agile, оно меняется, подстраивается под нужды предпринимателя или компании в кратчайшие сроки – может расти и уменьшаться в размерах в зависимости от цикла жизни компании.

Человек будущего не привязан к одному офисному пространству, он может сделать свой рабочий график гибким и освободить время на рекреацию, время с семьей и хобби. В этом есть большой потенциал для капитализации, ведь главное, чего не хватает современному потребителю – это время. Поэтому  создание "умных городов" выгодно и бизнесу и государству, так как такая концепция освобождает человека для волонтерства и социальных инициатив. Исходя из этого, можно предположить, что в городах будущего – в «умных городах» - вырастет доля предпринимателей и волонтеров, больше людей будут работать на себя, тогда как часть профессий заменит искусственный интеллект.

 

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE

Четкого определения концепции «умных городов» до сих пор не существует. Выделяют различные критерии оценки. Например, в 2017 году шведская IT-компания Easypark провела исследование, составив рейтинг «умных городов», где Москва заняла 77-е место, а лидером стала датская столица – Копенгаген. Для ранжирования эксперты выделили такие факторы, как благоприятная среда, энергоэффективность, наличие скоростного интернета, высокая активность населения, уровень развития информационных технологий. Таким образом, «умный город» иными словами можно назвать инновационным. Концепция «умного города» только начинает воплощаться в России, хотя следует сказать, что и в развитых странах, на мой взгляд, пока нет городов, которые полностью реализовали данный подход. В России инновационные города пока только строятся (Сколково) или планируются (Смарт Сити Казань).

Элементы «умного города» появляются в отдельных городских системах (на транспорте, в коммунальном хозяйстве, строительстве), а затем уже объединяются в единую систему, которая позволяет оптимизировать расход ресурсов, пешеходный и транспортный трафик, экологию. Такие «кирпичики», которые закладываются в основание города будущего, уже есть преимущественно в столицах.

Я бы выделила два основных направления развития «умных городов». Первое – это улучшение транспортной системы. Например, Москва активно внедряет новые технологии, повышающие привлекательность общественного транспорта. И если умные светофоры, инновационные остановки и прочие «фишки», казавшиеся еще недавно элементами из фантастических фильмов, стали обыденностью, то вот интерактивная навигация, увы, значительно отстает. Пилонов с картой ближайшей местности не так много, они охватывают, как правило, только исторический центр города. Зачастую по-прежнему вместо более удобных пилонов или стендов используются менее информативные традиционные указатели. В некоторых городах, например, Лондоне, остановки оснащены qr-кодами, с помощью которых можно узнать о времени задержки общественного транспорта и возможных авариях по маршруту. «Умный город» – это в первую очередь дружелюбная среда для всех участников движения – автомобилистов, пешеходов, пользователей общественного транспорта. Нельзя забывать ни про одну из категорий.

Второе направление развития «умных городов» – внедрение систем «умного домоуправления», которые встречаются редко, что связано с высокой стоимостью. Системы охраны, идентификации жильцов, появились уже давно, но спроса на них практически нет. Мониторинг расхода коммунальных ресурсов также стоит дорого (нужно снабдить специальными чипами и датчиками все сетевые узлы электро-, водо-, газоснабжения). Да, они позволяют снизить расходы на «коммуналку» примерно на 40%, однако квадратный метр таких домов стоит на 20-30% дороже среднего значения по рынку. Тем не менее, отдельные застройщики все же идут на частичное внедрение систем телеметрии. Однако примеры, увы, единичны. На мой взгляд, «умный город» должен начинаться еще в стенах квартиры. Иначе все эти инновационные остановки, интерактивные системы управления движения на фоне старых пятиэтажек с протекающей крышей будут выглядеть как «пир во время чумы».

Создание «умного города» – это очень непростой и трудоемкий процесс, которые требует больших инвестиций. По прогнозу Минфина России дефицит федерального бюджета в 2018 году составит 1,33 триллиона рублей. К тому же в России, помимо необходимости внедрения инновационных технологий, еще множество нерешенных социальных проблем в сфере медицинского обслуживания, образования, коммунального хозяйства и пр. Тем не менее, «умный город» в перспективе однозначно станет главным инструментом управления хозяйством в развитых странах. Ведь в крупных городах сосредоточено до 70% всей экономики.

В конечном счете «умный город» позволяет сэкономить. Например, когда речь идет о регионах с повышенным риском природных катаклизмов. Гораздо разумнее один раз потратиться на внедрение систем мониторинга, оповещения, предотвращения и пр., чем потом искать еще большие средства на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Вспомнить хотят бы стихию, обрушившуюся на Москву в мае 2017 года, ущерб от которой оценили в миллиард рублей, не говоря уже о человеческих жертвах. Современные города просто обязаны быть безопасными, каких бы вложений это не стоило.

Появлению «умных городов» в первую очередь мешает нехватка финансирования. Если крупные города еще могут выделить из бюджета средства, то в отдаленных регионах, увы, с этим возникают проблемы. Экономический кризис, начавшийся в 2014 году, серьезно подорвал темпы реализации многих программ. Сегодня доходные части региональных бюджетов продолжают сокращаться, и, к сожалению, первыми «жертвами» оптимизации расходов становятся планы, связанные с развитием технологий «умного города». Причем, к примеру, программы повышения энергоэффективности были приняты в крупнейших российских городах еще в начале этого столетия. В 2008 году в Москве была разработана программа энергоэффективности, которая предусматривала целый комплекс мероприятий: развитие нормативной базы, пропаганда бережного подхода к энергозатратам. Отдельное внимание уделялось системам кондиционирования, которые на тот момент в летний сезон потребляли до 70% всей городской энергии.

Или другой пример – в столице Урала была принята программа «Екатеринбург – энергоэффективный город». К этому проекту привлечены инвесторы из Германии. До 2020 года планируется направить на ее реализацию 3 млрд евро. В рамках программы проводятся энергоаудиты в муниципальных предприятиях, внедрение автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города, модернизация узлов учета расхода энергии и пр.

Таким образом, для развития «умных городов» в первую очередь необходимо создать отдельный бюджет на внедрение городских технологий, который до сих пор не предусмотрен в большинстве российских городов. При должном подходе эти затраты быстро отобьются. Например, с помощью тех же видеосистем, фиксирующих нарушения на дорогах, можно пополнять бюджет за счет штрафов, направляя деньги на дальнейшее развитие «умных городов».

 

Юлия Зубарик, основатель архитектурного бюро MASTER’S PLAN:

Мне кажется, понятие «умный город» связано в первую очередь с интеграцией информационных систем и Интернета, и на основе этого – с возможностью управлять процессами жизнеобеспечения города из одного центра – например, даже с планшета. Сферы, для которых это актуально – это ресурсообеспечение, в частности энергетика, а также транспорт и безопасность. В той или иной мере это уже внедрено в Москве. Например, камеры наблюдения не только отслеживают ситуацию в метро, но и при возникновении внештатноий ситуации оповещают людей. Скажем, когда человек подошел на критически близкое расстояние к краю платформы. Как может это применяться в энергетике, водо- и электроснабжении тоже понятно: автоматика сама оценивает ситуацию и в нужный момент регулирует подачу воды, тепла, электричества. Также выглядит работа транспортной системы – ее движение регулируют не люди, а она сама, оценивая множество составляющих, связанных с трафиком.
Внедрение этих технологий в сферу городского управления – дело дорогостоящее, требующее больших вложений, которые окупаются спустя годы. Это, а главное дефицит дешевых денег, короткие сроки финансирования – являются главным тормозом в развитии этого направления. Но есть и другие сдерживающие факторы. Например, проблема обучения людей. Управлять умными городами могут только подготовленные люди. Хотя возможности это открывает большие: цифровая технология позволяет отбирать, обрабатывать и анализировать огромные массивы данных. А в дальнейшем на их основе можно выстраивать новые прогрессивные сервисы, но главное, конечно, объективно понимать и оценивать текущую ситуацию, обходить какие-то негативные моменты.

Знаю, что такие возможности уже широко используются в ряде европейских городов – Вене, Барселоне, а также в США. Есть примеры и в Азии. Причем в Азии, где города строятся с нуля, градостроители могут внедрять такие системы уже на этапе проектирования, что наиболее эффективно и правильно. Один из примеров – город Сонго, строящийся в Южной Корее. Именно так там все и происходит. В России элементы умного города внедряются в Сколково и Иннополисе в Татарстане.

Сегодня распространение цифровых возможностей в сфере управления городом, внедрение элементов умного города происходит в том случае, если к этому проявляется интерес со стороны городских структур. И часто это связано с личной инициативой. В отсутствие правовых актов, регулирующих такие процессы в части их обязательности, развитие происходит небыстро. Хотя логично было бы уже сегодня распространить такие требования на проекты определенного типа, реализующиеся, например, за счет бюджета или по каким-то специальным программам. Такими направлениями для города могли бы стать программы реновации и реорганизации промзон.
Лично я распространила бы действие систем умного города на оценку и регулирование экологической обстановки. Известно, что самый главный фактор загрязнения атмосферы в мегаполисах связан с автотранспортом. Системы отслеживания ситуации на основе цифровых технологий могли бы выполнять функцию предупреждения и даже ограничения потоков автомобилей в городе, если угроза «передозировки» вредными газами уже зафиксирована.

 

Дмитрий Караваев, генеральный директор «Рент-Инвест»

В основном в понятие «умного города» сегодня включаются системы автоматизации различных городских служб и сервисов. Это касается как управления гордом с точки зрения властей, так и работы с населением. В Москве к «умным» решениям можно отнести порталы гос. услуг, паркоматы, центры МФЦ, а также бытовые коммунальные счетчики и возможность удаленной оплаты многих статей расходов.

В глобальном масштабе полноценные системы интеллектуальных сервисов сейчас больше всего развиты в Дубае и Сингапуре – порядка 80% автоматизации. Это и городское видеонаблюдение, и возможность контроля различных сервисных служб из единого центра. В быту такие решения позволяют управлять практически любым элементом инфраструктуры – от светофоров до конкретного фонаря во дворе жилого комплекса.

Сегодня еще одна популярная тема в области «умных решений» для городов – это децентрализованное управление, иными словами, блокчейн в городской сети. Такой подход исключает возможность фальсификации результатов оценки того или иного вида деятельности, показателей счетчиков воды и электричества, а также повышения уровня общей безопасности системы. С точки зрения перспектив развития в нашей стране есть два осложняющих фактора – высокая стоимость интеграции таких решений и большая площадь покрытия. В европейских городах в этом плане ситуация более благоприятная – города меньше, расстояние между ними тоже, а плотность застройки выше. Соответственно увязать такую территорию в единую модель гораздо проще, чем сформировать всю платформу на огромную территорию с нуля. Но, тем не менее, уже сегодня многие решения активно внедряются в городскую среду, вытесняя старые и неэффективные решения.​

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.