23 Март, 22:31

Эксперты: то, что сейчас кажется фантастикой, через двадцать лет устареет

Многие технологии "умного города" сейчас пока относят к разряду фантастических или испытывают в единичных экземплярах: например, беспилотные автомобили, доставка товаров дронами или скоростной поезд в вакуумной трубе. Портал UrbanLook предложил экспертам порассуждать, какие из этих технологий необходимо прежде всего внедрять в городах будущего и какими станут эти города лет через 100.

Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро «Архкон»

В первую очередь необходимо внедрять технологии которые могут решить самые насущные и острые проблемы современного города и его жителей. Самая большая проблема мегаполиса  - это необходимость  преодолевать значительные  расстояния для коммуникаций и обслуживания, а транспортная загрузка еще больше увеличивает временные потери. Поэтому приоритетны на мой взгляд технологии SMART TRANSPORTATION и я дополнил бы это разделом SMART COMMUNICATION. Ежедневная  потеря времени из за необходимости преодолевать значительные расстояния, например многие из нас тратят от 2 до 4 часов на дорогу в офис. Это ухудшает качество нашей жизни, поскольку самый ценный ресурс для нас это время, вместо дороги его можно и нужно потратить на свою семью, здоровье, образование. Поэтому внедрение любых  самоуправляемых транспортных  средств и способов доставки это одна из главнейших задач. Однако если будущем удастся реализовать идею мгновенного перемещения в пространстве - телепортации, эта технология изменит всю механику наших коммуникаций. Также одним из шагов к решению проблемы может стать технология трехмерной проекции с эффектом присутствия. То есть, например, ты сидишь физически у себя дома, но при этом полноценно общаешься с коллегами. Элементы этой технологии уже реализованы и я думаю, что  это уже не такое отдаленное будущее.

Ничто не заменит  прямого человеческого общения, и именно это заставляет нас использовать не  технологии удаленной связи, а садиться в автомобиль или самолет. Создание и внедрение технологии мгновенного и комфортного перемещения сразу снизит как транспортную загрузку, так и потребление нами энергетических ресурсов.

Следующими по важности идут технологии управления ресурсами, их распределения и возобновления. Это технологии SMART WATER, SMART EHERGY, SMART BULDING, позволяющие разумно использовать ресурсы, а также SMART GOVERMENT - технологии  муниципального и государственного управления с использование блокчейн - технологий.

Мы живем в эпоху настолько активных перемен, что то что нам кажется будет внедрено через 100 лет, устаревает уже через 20. Думаю, что через сто лет будут реализованы идеи, которые сегодня осторожно выкладываются как абстрактные гипотезы, например описанные выше технологии физической телепортации и эмоционально дополненного виртуального присутствия .

Хочется верить что через 100 лет удастся решить основные проблемы сегодняшнего города:  сложность коммуникаций, проблемы с  экологией, рачительным расходованием и восполнением ресурсов, а также проблему безопасности

Ирина Деревенских, директор по маркетингу и рекламе компании Колди

Я назвала бы сразу несколько технологий, которые действительно помогают сделать жизнь более комфортной и безопасной. И первое – это автоматизация всех инженерных систем, что позволяет избежать традиционных проблем и аварий, а также снизить количество сотрудников эксплуатирующих и обслуживающих организаций. В целом это повышает эффективность работы коммунальных служб и позволяет снизить затраты на них.

Второй важный момент – это технология «умный дом». Жители городов сегодня оказываются в замкнутом круге «дом-работа-дом», и иногда на перемещения между офисом и квартирой мы тратим до 4 часов в день. Технологии «умный дом» делают жилище нашим союзником в вопросах экономии времени и повышения качества жизни. А в идеале дальнейшее развитие города должно так или иначе нейтрализовать эту проблему.

Конечно, нужны технологии, помогающие сохранять окружающую среду. В больших городах всё более остро стоит вопрос экологической безопасности. Мы ещё не дошли до уровня смога Пекина и Шанхая, но, например, Москва уверенно двигается в этом направлении. Задача властей, архитекторов, девелоперов, а также рядовых жителей – обратить внимание на эту проблему и начать активно ее решать.

Одно из возможных решений – альтернативные источники энергии. Уголь и нефть мало того что исчерпаемы и экологически небезопасны, так они ещё и стоят всё дороже и дороже. Поэтому солнечная энергия должна стать базовым элементом энергопитания для современного города. Несомненно, в России нет столько солнечных дней, как, например, в Дубае, где строится город Масдар, независимый от традиционных источников энергии. Но даже при современных технологиях и в Москве можно собирать с помощью солнечных батарей достаточно энергии, чтобы, например, освещать, места общественного пользования домов или снабжать энергией элементы благоустройства.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, – это технологии блокчейн. И речь не идет о криптовалюте: блокчейн – это особая сетевая технология для проведения безопасных операций с привлечением распределённых баз данных. Уже в ближайшее время мы придём к различным взаимодействиям на ее базе.

Я считаю, что город будущего станет, в первую очередь, вертикально ориентированным. Уже сейчас уровень перенаселения городов очень высок, и горизонтальное развитие фактически изжило себя. Следующий шаг – это развитие технологий, направленных на развитие городов в вертикальном направлении

Затем город будущего видится городом без машин. Я считаю, что эта идея должна быть реализована в будущем, хотя, по ощущениям, в России на это может потребоваться более 100 лет. Хотя уже на данный момент часть автомобилистов переходят на общественный транспорт, устав стоять в пробках, а также активно развивается каршеринг.

Третью важную отличительную черту города будущего я вижу в сфере социального, общественного устройства. Например, знаете ли вы своих соседей по лестничной площадке? Скорее всего, нет: последние исследования показывают, что советская традиция общего дома в больших городах изжила себя. Хорошо это или плохо? По моему мнению, жители городов будущего вернутся к образованию комьюнити жильцов. И даже если отбросить социальную сторону взаимодействия, то стоит задуматься о практической стороне вопроса. Возможно, рядом с вами живёт отличный сантехник, а вы всё ещё вызываете мастера в ЖЭКе. Возможно, в соседнем подъезде обитает живет педагог по астрономии для вашего ребёнка, а вы об этом не догадываетесь. Конечно, сейчас появилось достаточно много приложений, которые помогают людям взаимодействовать, но я уверена, что в будущем подобного рода информация станет привычной частью именно инфраструктуры города

И конечно, нельзя не сказать о внешней, эстетической, стороне вопроса. Города должны стать комфортным не только по физическим составляющим, но и по визуальному восприятию. На мой взгляд, должна возникнуть отдельная ветвь специализации архитекторов, направленная на изучение психического восприятия человеком тех или иных архитектурных форм, материалов, цветов.

 

Роман Сычёв, генеральный директор Tekta Group (девелопер ЖК «Маяковский»)

Я полагаю, что в будущем главный тренд, который будет определять облик городов, – это рациональное использование ресурсов и новые источники энергии. К примеру, к городу будущего Great City, который сейчас возводится в Китае, даже запрещено подъезжать на обычных бензиновых автомобилях ближе, чем на 5 километров. Все городские центры (а их несколько), ключевые объекты инфраструктуры размещены таким образом, чтобы до них можно было дойти пешком или доехать на велосипеде.

Кроме того, источником электроэнергии для города будущего, во всяком случае в ближайшее время, скорее всего, станет солнечная энергия, которая достигла максимального развития из всех альтернативных ресурсов. С этой точки интересна технология распределенной энергосети, которую сейчас развивает компания Solarcity. Она позволяет перераспределять электроэнергию, а ее избыток продается сбытовой сети, что частично компенсирует затраты.

Наконец самые важные технологии будут разработаны в системе утилизации мусора. До конца этого столетия, я полагаю, человечество добьется вовсе безотходного проживания в городах – все отработанные материалы будут использоваться повторно в том или ином виде.

Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group (девелопер ЖК «Level Амурская»)

На мой взгляд, главное направление развития городов будущего – это, конечно, скоростной транспорт. Особенно это актуально для Москвы, которая активно развивается именно вширь. Так или иначе, система метрополитена когда-то достигнет пределов своего развития. Во-первых, продлевать ветки до бесконечности не будет смысла, когда время в пути от конечной станции до центра займет порядка двух часов. Во-вторых, пропускная способность также будет падать по мере увеличения пассажиропотока. При этом не стоит забывать, что по соображениям экологии, обычный транспорт основанный на технологии двигателя внутреннего сгорания, в том числе и личные автомобили, постепенно будут уходить на второй план. Автомобилизация населения ведет в долгосрочной перспективе к проблемам с трафиком, что вынуждает принимать искусственные ограничения на использование личных авто (скажем, введение платных зон парковки в центре).

Полагаю, что наиболее перспективные технологии общественного транспорта будущего – это, конечно, Hyperloop Илона Маска, который позволит транспортировать людей по земле со скоростью до 1200 км/ч, 3D-автобусы, которые способны двигаться параллельно с потоком другого транспорта, а также пилотируемые мультикоптеры. Hyperloop позволит увеличить скорость городского транспорта, во всяком случае на основных «артериях». 3D-автобусы помогут устранить конфликт между общественным и личным транспортом, в мультикоптеры постепенно заменят автомобили. Более того, число личных авто на дорогах будет непременно уменьшаться благодаря развитию системы каршеринга и беспилотных такси.

Человечество не всегда проживало в городах. Во всяком случае, его основная масса, если мы говорим о развитых странах, переместилась в города в течение предыдущих двух веков, но это совсем не значит, что через 100 лет города сохраняться в сегодняшнем виде. На мой взгляд, по мере развития новых видов транспорта наступит эпоха децентрализации, когда ослабнет зависимость горожан от «центра», который ассоциируется с работой, покупками, развлечениями. Если человек сможет преодолевать расстояния в 600 км за 25 минут, работать – из дома, а все покупки ему будут доставлять дроны, то необходимость в городах может вовсе исчезнуть, и им на смену придут небольшие экологически чистые автономные поселения, связанные между собой скоростным транспортом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.