Города познаются в пеших прогулках

Пешеходная инфраструктура – один из необходимых компонентов организации полноценного досуга для горожан. Именно на ней основана значительная часть так называемых «сити-туров». Интересные пешие маршруты – это фактор притяжения  и во многом гарант въездного турпотока даже для небольших населённых пунктов, что успешно подтверждают города «Золотого кольца России» и некоторые небольшие, но внезапно прославившиеся на рынке въездного туризма городки вроде Мышкина.
Если на время отставить в сторону возможность добраться из пункта А в пункт Б, минуя оживленные автомагистрали и дыша свежим воздухом, а не выхлопными газами, то основная «миссия» пешеходных и комбинированных велопешеходных зон – познакомить жителей и туристов с красотами города. Эксперты выделяют четыре основные функции таких пространств: рекреационная, социальная, культурно-просветительская и торговая. Гуляя по городу пешком, люди наслаждаются архитектурой, природой, парками и фонтанами, слушают уличных музыкантов, посещают уличные выставки фотографий и картин.  В результате город получает от пешеходных зон и финансовую, и культурную выгоду: они часто естественным образом располагаются рядом с музеями, кафе и магазинами.
Люди всегда приходят туда, где им хорошо. По определению российского историка, искусствоведа, архитектурного критика и журналиста Григория Ревзина, улица – это «место, где социум потребляет сам себя, где вы можете увидеть то почти бесконечное количество возможностей, которое предоставляет вам большой город, и стать его частью». Средоточием этих возможностей может быть удобная прогулочная зона, которая располагает проводить на ней как можно больше времени и ориентирована на нужды человека, а не только на имидж города.
«На мой взгляд, преимущество пешеходной инфраструктуры – в том, что она меняет облик города с точки зрения и туристов, и горожан, - считает Вадим Прасов, советник председателя правительства Ярославской области. - Понятно, что на этапе создания это вызывает недовольство автомобилистов, привыкших на протяжении многих лет проезжать какими-то определенными улицами, а тут движение «перекрывают» пешеходы, велосипедисты и обладатели самокатов».
По мнению Вадима Прасова, важно, чтобы появлялись альтернативные маршруты, а дорожная сеть города развивалась, позволяя избегать проезда через центральные улицы. Пешеходная среда в любом случае должна развиваться. В Ярославской области уже есть проекты создания новой инфраструктуры центров городов, которые софинансирует Минстрой. Понятно, что в основные инвестиции поступают со стороны регионального и федерального бюджета, потому что муниципальные бюджеты не настолько мощны, чтобы легко привести городскую среду в порядок, так что городская инициатива очень удачно «вписывается» в желание Минстроя привести центры городов в соответствие с современными требованиями.
Проекты пешеходной инфраструктуры уже разработаны для Ростова Великого, Переславля-Залесского, Мышкина, Тутаева. В перспективе – набережная в районе Красного Перекопа в Ярославле и набережная в Рыбинске. Жаль, что интересные проекты Углича и Данилова пока не попали в перечень финансируемых Минстроем.
Ярославль с точки зрения пешеходной инфраструктуры уже сейчас выглядит весьма неплохо, считает Вадим Прасов. Власти города стремятся, чтобы развитие пешеходной инфраструктуры позволяло создать более комфортную среду в первую очередь для горожан, объекты сервиса начали развиваться с учётом увеличивающегося турпотока, что, в свою очередь, позволит расширить инфраструктуру, работающую и на гостей города, и на местных жителей, и на предпринимателей.
Если вспоминать самые известные пешеходные улицы, то первым в голову приходит, конечно, столичный Арбат («Старый Арбат»): во многих городах, показывая самую популярную пешеходную улицу, так и говорят – «Это наш местный Арбат».
Однако если какое-то пространство не планировалось как «пешеходно-прогулочное» на этапе планировки города, то успех, на который надеются власти, может не состояться. Жители бывшей пешеходной улицы могут быть недовольны тем, что она стала автомобильной, и наоборот: автомобили раздражают шумом и выхлопными газами, а ночные гулянки на пешеходных улицах не дают спать по ночам жителям домов.
Кроме того, наспех переделанное пространство будет далеко от идеала. Например,  территория, где изначально не предусматривалась развлекательная функция, потребует сложных и дорогостоящих преобразований и самого участка, и окрестностей. При этом люди могут попросту отказаться ее использовать «по назначению». Недавний пример – фан-зона на Воробьевых горах, где в период ЧМ-2018, как предполагалось, будут собираться и веселиться болельщики Чемпионата. Болельщики же ездить туда отказались, облюбовав ближайшую к Красной площади улицу Никольская и устроив там круглосуточную тусовку в два месяца длиной.
Надо отдать должное московским властям, которые вышли из ситуации с честью: на улицу был направлен колоссальный штат уборщиков – поддерживать территорию в чистоте, полиции дали указание присматривать за фанатами, но ни в коем случае не вмешиваться, если не начнётся драка или любое другое нарушение общественного порядка. А Никольскую улицуотдали на растерзание веселящейся толпе.
К удовольствию всех сторон, все закончилось хорошо: инцидентов, кроме нескольких карманных краж, не было. Москвичи боялись, что улицу разнесут по камушкам, однако фанаты только сломали несколько деревянных скамеек, на радостях прыгая на них, так что финансовый ущерб от «нецелевого использования» улицы оказался минимальным, а реклама города по всему миру, как и российского гостеприимства, – колоссальной.
В лесу или в поле не нужно прокладывать дорогу сквозь деревья катком: присмотритесь, найдите уже протоптанные местными жителями тропки и заасфальтируйте их. Не нужно изобретать велосипед. Тот же принцип подходит и при создании пешеходных, велосипедных, «самокатных» и тому подобных зон в любом крупном городе: горожане и туристы сами каждый день показывают, где – а главное, как – им удобно ходить, ездить, сидеть и отдыхать. Вдумчивая работа специалистов, тщательный градостроительный анализ и всесторонние исследования, конечно, необходимы. Но обязательно нужно спросить и горожан посредством опросов общественного мнения, голосований онлайн по примеру действующей в Москве программы «Активный гражданин». Если людей заинтересовать, способы улучшения пешеходной среды они придумают сами.

Кристина Голубева
Фото: 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.