Гости Lakhta View рассказали о дизайне как оружии и лекарстве

Лахта вью 3

Дизайн – это оружие или лекарство? Именно этот вопрос аудитории больше всего заинтересовал участников и зрителей третьей сессии образовательного проекта Lakhta View, инициированного Лахта Центром. По сложившейся традиции, в дискуссии участвовали два эксперта мирового уровня, придерживающихся принципиально разных точек зрения на вопросы дизайна и его роли в городской среде.

Первым из приглашённых экспертов стал Филлип Теффт, директор лондонского отделения архитектурного бюро Ральфа Аппельбаума. Он рассказал об основных тенденциях в дизайне музейного пространства, приведя в качестве примера как крупнейшие и старейшие музеи мира, так и совсем небольшие экспозиции, появившиеся сравнительно недавно. Он особо подчеркнул, что роль музеев в современном обществе незаменима, и дизайнеры должны помочь им понять своё место в мире и организовать наилучшим образом музейное общественное пространство. «Музейный дизайн - это целый мир, главное в котором - уметь слышать и понимать людей, - говорит Филлип Теффт. - Именно эта открытость впечатлениям и новому опыту помогает добиваться успехов в нашем бизнесе и реализовывать креативные проекты, которые запомнятся людям надолго».

Музейный дизайнер не должен ограничиваться только разработкой визуальной составляющей. По словам Филлипа Теффта,  его компания привлекает к работе самых разных специалистов, помогая музеям формировать планы стратегического развития и роста, понять, кто их потенциальная аудитория и как её привлечь. Для этого привлекают не только дизайнеров, но и архитекторов, разработчиков контента, редакторов и многих других специалистов. Эксперт привёл ряд примеров того, как музеи становятся драйверами развития современных общественных пространств и проводниками изменений в обществе. Так, в Линкольн-центре в Нью-Йорке в честь 100-летнего юбилея компании IBM была установлена интерактивная стена, иллюстрирующая с помощью современных цифровых технологий основные темы, которыми занимается компания сейчас. Внутри Линкольн-центра создан ещё один объект, рассказывающий об этапах развития IBM, её истории и современной деятельности.

Ещё один пример – Лондонский музей транспорта. Модернизируя концепцию этого общественного пространства, Филлип Теффт и его коллеги постарались ответить на вопрос: как знания о городской транспортной системе делают горожанина включенным в процесс городских инноваций? Транспорт объединяет общество, - подчеркнул Филлип Теффт, и эту идею воплощает экспозиция Лондонского музея транспорта, где наглядно представлены примеры организации транспорта различных городов, история различных видов транспорта Лондона, а также тесные связи транспортной системы с другими элементами городской инфраструктуры.

Гостей Lakhta View особенно впечатлил синтез старинной архитектуры и современных технологий в культурном проекте Oculus, расположенном в соборе святого Павла в центре Лондона. Это музей, где гости могут узнать всю историю собора как религиозного памятника и уникального архитектурного сооружения. По задумке создателей, пространство представляет собой своего рода «капсулу времени», созданную с помощью видеопроекции изображений прямо на стены.

«Для меня лично музейный дизайн и пространственный дизайн – это очень важная тема, - отметила Кира Тайманова, основатель и куратор культурно-образовательного пространства «Охта Lab», - я занимаюсь многими городскими проектами, в том числе связанными с общественными пространствами. Сейчас взаимосвязь развития общественных и культурных пространств, как мне кажется, весьма животрепещущая тема. Лично для меня интересна также тема сочетания современных технологий с различными видами дизайна».

Вторым экспертом, приглашённым участвовать в дискуссии Lakhta View, стал Джонатан Барнбрук, автор дизайн-концепций выставочных проектов в Музее Виктории и Альберта и Галерее Саатчи; дизайна пластинок культового рок-музыканта Дэвида Боуи и каталогов художника и скульптора Дэмьена Херста. Для него дизайн – это возможность улучшить окружающий мир и сегодняшнюю жизнь людей. Дизайнер, по мнению Джонатана Барнбрука, должен быть честным и искренним по отношению к самому себе. Дизайн не может что-либо изменить сам по себе, однако он может быть частью волны изменений, происходящих в обществе, считает эксперт. Именно дизайн может выделить важнейшие проблемы общества и помочь людям обратить на них внимание.

Одна из самых известных работ Джонатана Барнбрука – разработка дизайна обложки для альбома Дэвида Боуи. Эксперт подчеркнул, что внешний вид альбома весьма значим для слушателей музыки. Он позволяет создать узнаваемый образ музыканта и показать особый мир, который создаёт его музыка. Результатом совместной работы дизайнера и музыканта стала обложка, где лицо Дэвида Боуи было закрыто белым квадратом с надписью «The Next Day» Это дизайнерское решение, перекликающееся с идеей «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, впоследствии было широко растиражировано и использовалось многими другими компаниями. Более того: по словам Джонатана Барнбрука, появился специальный сервис, позволяющий аналогичным образом заклеить белым квадратом фотографию или постер. Таким образом, дизайнерский элемент стал методом социального воздействия и, как следствие, способствовал определённым изменениям в обществе. Эти изменения невелики – но Джонатан Барнбрук придерживается принципа «малых дел», позволяющих шаг за шагом приносить в общество позитивные изменения.

Гости Lakhta View высоко оценили приглашение на дискуссию столь разных экспертов. «Я думаю, что каждый наш гость сегодня нашёл для себя темы, над которыми хочется подумать, - считает модератор второй части дискуссии Анастасия Бутрым, директор Британской высшей школы дизайна. - Над какими-то вопросами захочется размышлять самостоятельно, по другим – пойти искать информацию в открытых источниках, вспоминать эти темы в дискуссиях с какими-нибудь другими экспертами. Именно такова, как мне кажется, в современном мире ценность любой оффлайновой встречи: она даёт темы для размышлений и задаёт вопросы. Сегодня мы слышали мнения двух экспертов. Но Интернет сейчас позволяет найти ответы огромного количества экспертов на самые разные вопросы. Именно «послевкусие» последующих размышлений и является, на мой взгляд, главным достоинством оффлайновых встреч».

Следующая дискуссия проекта Lakhta View состоится 16 февраля и будет посвящена теме искусства.

Фото:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.