Граффити – неизбежное зло или безусловное добро?

Уговаривать молодежь не разрисовывать стены бессмысленно: привычке к подобному «самовыражению» уже много десятилетий. А вот направить энергию непризанных гениев граффити, да и просто развлекающихся баллончиками с краской подростков в конструктивное русло — так, чтобы на смену «мантрам» из трех букв на заборах пришли более осмысленные изображения, пусть и кустарные, — вполне возможно. Превратив «народное творчество» в элемент устойчивого развития городов. Особенно если взяться за дело в масштабах государства.

Какова же нынешняя «политика» нашей страны в данном вопросе? Увы, Запад, как и во многих других сферах, в этом смысле Россию намного опережает. Культура граффити там на порядок более зрелая. И социум поощряет творчество талантливых (а иногда и не очень) граффити-художников, особенно когда их деятельность несет некую социальную направленность. Так, вирусный эффект имело недавно творчество двух немецких оригиналов, превращавших знак свастики на стенах берлинских зданий во что-то иное. Хотя рисунки более чем непритязательны.

В России, к сожалению, подобные творения часто недооценены. Взять ту же «моду» закрашивать по указке муниципалитетов любые рисунки на вертикальных поверхностях, игнорируя их художественную ценность. Белые или серые квадраты свежей краски поверх облупленных стен вызывают если не любопытство («что же там было?»), то как минимум недоумение. И очень жаль, что ликвидируются зачастую не набившие оскомину «Вася + Маша», а рисунки, вполне способные стать «изюминкой» района.

Волна «протеста против серости» уже поднималась в соцсетях несколько месяцев назад, когда люди массово начали возмущаться ликвидацией впечатляющих образчиков современного искусства. «В Европе граффити — тренд; у нас же его по-прежнему считают хулиганством и замазывают краской, обычно контрастирующей с цветом стены, что придает ей еще более нелепый вид... На улицах только военно-патриотические граффити разрешены, а настоящему искусству, к сожалению, не место... Хотя, казалось бы, — жалко, что ли? Столько скучных фасадов, отдайте их художникам!» — пишет в комментариях Mikhail Kishov.

Такое ощущение, что власти разрешают граффити только в строго отведенных местах и на довольно жестких условиях. А как же «искусство должно принадлежать народу»? Да, Москва и Санкт-Петербург в этом смысле стремительно догоняют европейские столицы: сотни отличных рисунков, нередко размером во всю стену, впечатляют, и явно созданы профессионалами своего дела. Но не менее очевидно, что создавались под заказ, причем в рамках одобренных властями мероприятий. Как, впрочем, и направленность панно: одно время столицу заполонила граффити-реклама «Аэрофлота».


Граффити-реклама "Аэрофлота"

Хотя, бесспорно, есть и исключения: портреты Германа Гессе на Саввинской набережной  или Майи Плисецкой на ул.Большая Дмитровка стоят того, чтобы ради них сделать крюк в ходе прогулки по городу, чтобы специально ими полюбоваться.

Остается непонятным, почему поощряются (и охраняются) только творения строго определенных авторов — скорее всего, получивших за это немалый гонорар, — причем на строго выверенную тематику. А все остальные граффити-панно — даже безусловно талантливые, и созданные бесплатно — рискуют наутро оказаться стертыми? При том, что граффити — отнюдь не только самовыражение или протест против унылости окружающего мира, пусть даже в отдельно взятом микрорайоне… Подборки паблик-артов в виде фотографий кочуют по соцсетям, собирая сотни лайков; аккаунты же, хозяева которых потрудились собрать самые интересные образчики современного искусства на улицах города, обзаводятся тысячами подписчиков. То есть, людей созерцание подобных картин действительно радует. А для художников очень важно сохранить право на жизнь для своих творений… Над чем России еще, к сожалению, предстоит поработать.


Чем же может быть полезно граффити россиянам? Мы собрали семь ключевых «бонусов».

Украшение города. Яркие картины — большие и маленькие, забавные и грустные — привносят жизнь в малозаметные его уголки. Становясь местными достопримечательностями. В Москве уже появились пешеходные экскурсионные маршруты с осмотром любопытных граффити и других образцов стрит-арта. Последнее время возникают и квесты на эту тему.
Совершенствование инфраструктуры. Касается это в первую очередь зданий: гигантские бывшие заводы превращаются в стильные пространства. Взять тот же бывший хрустальный завод имени Калинина, превратившийся в дизайн-хаб Flacon: рисунки за авторством российских и иностранных мастеров украсили как стены внутреннего двора, так и многочисленных построек на территории этого архитектурного монстра. «Винзавод» также легко найти, несмотря на заковыристый маршрут, именно благодаря «дорожке из желтого кирпича»: граффити «сопровождают» пешехода на заборах и стенах едва ли не каждого гаража, который надлежит пройти в поисках этого культурного центра. Оценив эффект, оформлением интерьеров граффити уже озадачились коворкинги, кафе и даже гостиницы.

Объявления и навигация в виде граффити бросаются в глаза и тем самым гораздо лучше информируют туристов и гостей города о происходящем. Правда, до «информационных» граффити с надписями хотя бы на английском в обеих столицах пока никто, кажется, не додумался. Хотя в столице уже есть компании, занимающиеся «креативной навигацией»: оформлением схем передвижения не стандартными табличками на стенах, а указателями на стенах, полах и тротуарах. Под заказ. Почему бы городу не взять это на вооружение?

Помимо обычной, граффити может стать отличной социальной рекламой — здорового образа жизни и т.д. Тем более что такой масштаб — во всю стену — ни одному щиту, баннеру или рекламной растяжке не снился. Чем, впрочем, городские власти уже периодически пользуются.
Поле для научной работы - да, и это тоже. Так, Центр исследователей современной культуры даже провел исследование на тему «Граффити и стрит-арт в культурном пространтсве мегаполиса» Цель проекта— комплексное осмысление граффити и стрит-арта как культурных феноменов в современной городской среде, а также выработка теоретических языков, которые позволят проводить анализ этих феноменов в их актуальном состоянии и историческом развитии. Рассматривались и такие аспекты, как «Граффити и стрит-арт как способ формирования коммуникативного контекста городских пространств», «Визуальное восприятие и движение в современной городской среде», «Изменение городских эмоциональных ландшафтов», «Повседневная городская креативность», «Роль граффити и стрит-арта в формировании новой городской оптики и навигации». Даже «Антропология граффити-сообществ и уличных художников»!

Направление энергии молодежи в конструктивное русло: лучше соревноваться в оригинальности рисунка, чем бить стекла. Кстати, риск увидеть разбитыми стекла в здании, на стене которого красивый стрит-арт, намного ниже.

Этот вид искусства — еще один новый компонент в социальной жизни любого города, не обязательно крупного. И если в регионах подобные мероприятия еще редки, то в Москве проводится сразу несколько фестивалей и конкурсов граффити, некоторые — регулярно. Хотя и российская глубинка в этом смысле уже понемногу подтягивается: так, в 2016 году в Самаре прошел фестиваль граффити, посвященный грядущему Чемпионату мира по футболу 2018 Есть надежда, что вскоре подобные инициативы — не только в контексте спортивных событий мирового масштаба — поддержат и другие города.

 

Ключевые граффити-фестивали, проходящие в Москве:

«Лучший город земли» Как раз в его рамках в Москве появился впечатляющий портрет Германа Гессе на одной из столичных набережных)

«Разноцветная Москва» (в программу входили бесплатные уроки граффити; предыдущий состоялся 30 июня 2017 года и был посвящен Году экологии. Очередной, юбилейный (десятый по счету) фестиваль пройдет 12 мая 2018 года в парке «Сокольники», а темой станет визуализация известных игроков национальной сборной России по футболу).


Итак, что такое граффити для города: неуместный декор, или все же фактор привлечения? Комментируют участники столичного туристического рынка:

Андрей Федоренко, начальник службы консьержей «Отель Балчуг Кемпински Москва»: «Я не только сотрудник туриндустрии, но еще и счастливый отец семейства. И у одного из моих детей как раз есть склонность к такого рода «общественной деятельности». В наше время современная уличная культура имеет место быть; и, считаю, поощрять ее нужно обязательно. В районе, где живу, тоже есть несколько мест, оформленных граффити — и очень удачно: получилось очень необычно, здорово и даже, я бы сказал, модно.

Поэтому, считаю, граффити в городе нужны. Тем более что изображения бывают разные — выглядят они и как фото, и как живопись, и как плакаты… Так что очень хорошо, что периодически (по крайней мере, в Москве) проводятся фестивали или конкурсы граффити, ведь некоторые из этих рисунков вполне можно назвать подлинными шедеврами.

Граффити как явление очень полезно и для продвижения города, в смысле повышения его туристической значимости. Мало того, что это — возможность обеспечить путешественникам (да и местным жителям) яркие визуальные впечатления, так граффити еще и прекрасная реклама городу. Фото красивых, оригинальных или просто забавных граффити попадают в соцсети, расходятся в десятках, сотнях, тысячах перепостов с упоминанием места, где это фото было снято… А при помощи уже существующих граффити можно и какие-нибудь экскурсии, и квесты в городе запустить: тема квестов сейчас довольно модная.

Я сам, признаться, раньше относился к граффити с некоторым недоверием; и, однажды попав в Нью-Йорке в отель со сплошь расписанными стенами снаружи и изнутри, даже сперва засомневался — стоит ли там останавливаться… Однако рискнул. Ощущение необычности довольно быстро прошло, я прочувствовал удивительную атмосферу этого места, и получил в итоге совершенно незабываемые впечатления от проживания там. То есть, ощутил, что это — действительно искусство. Способное превратить любое самое захудалое здание в уникальный объект городской инфраструктуры, привлекающий всеобщее внимание.

Так что граффити считаю делом полезным и очень нужным. К тому же, весьма оправданным с точки зрения занятости для молодежи: однозначно лучше уж пусть стены расписывают, чем по подъездам сидят …

Ну и власти должны уделить этому явлению некоторое внимание. Как минимум, не закрашивать унылой серой краской удачные картины. А в идеале — активно поощрять: создавать условия, места для того, чтобы начинающим художникам было где практиковаться, наряду с общественными гуляниями организовывать фестивали и конкурсы граффити… Фестивалей-то сейчас полно в Москве; почему бы не расширить их программу еще и за счет творческих мастер-классов? Пусть москвичи, особенно молодежь, с детства создавали что-то оригинальное, что-то красивое. А не три буквы на асфальте…»

 

Наталья Розенблюм, управляющий партнер консалтинговой компании Top Hotel Experts: «Я как эксперт в сфере туризма, а также гостиничной и коммерческой недвижимости считаю, что наличие качественных, продуманных граффити в городе — только плюс. Сегодняшнюю культуру можно назвать «визуальной»:  люди воспринимают большой объем информации именно так. И когда старые здания или облезлые фасады облагораживаются за счет ярких визуальных образов — а уж тем более если они еще и качественно интегрированы в остальное пространство этого района, — то и у туристов, и у жителей города это вызывает исключительно позитивные эмоции. Ты попадаешь туда, где совершенно не ожидал увидеть красоту, потому что еще месяц назад в этом самом углу было серо и уныло, а теперь!.. В результате и настроение повышается, и улучшается отношение к городу в целом: ощущение от него меняется в лучшую сторону.

Поэтому я безусловно положительно отношусь к граффити и тому подобным средствам украшения общественных пространств. В смысле удачных «примеров», на которые стоит равняться, можно упомянуть не только европейские, но и прибалтийские города: они тоже очень сильно продвинулись в этом смысле, чему способствует и в целом невысокая архитектура. Там следят за единым образом или районов, или целого города, и при этом дают возможность талантам проявить себя.

А уж если говорить про Москву — здесь ее преображение впечатляет: еще 5-7 лет назад в ней, как и в других крупных российских городах, было засилье уличной рекламы. И, прямо скажем, было не до граффити: и без того эта рекламная пестрота била в глаза. А сейчас, когда растяжки и рекламные щиты убрали или сильно сократили их количество, образ населенных пунктов ощутимо изменился — «очистился». Поэтому подобная работа с визуальным восприятием и «декором» уже существующих зданий, на мой взгляд, обоснована. Конечно, если это не диссонирует с общей архитектурой – ведь проблема многих российских городов именно в ее разрозненности: много где диссонируют здания разных эпох. Но качественные граффити, кстати, способны и этот неприятный эффект нивелировать — либо даже позволить взглянуть на этот диссонанс новыми глазами…»

Кристина Голубева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.