Теги: , ,

29 Октябрь, 13:46

Кирилл Игнахин: дальнейшее развитие городской «ткани» имеет одно направление – высотное

Высотное строительство нельзя назвать чем-то новым для Москвы: высокие здания начали появляться в столице еще в советские годы. Однако в 1930-1940-е первые проекты были своеобразной данью моде и попыткой доказать, что страна может строить дома не хуже, чем в США – в Нью-Йорке был настоящий бум высотного строительства. В наше время небоскребы, как многофункциональные, так и жилые, появляются в Москве в силу конкретных рыночных обстоятельств, а не из-за идеологических установок, считает Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group.
Население Москвы будет расти, создавая дополнительный спрос на недвижимость. При этом географические масштабы города внушительны – площадь столицы достигает 2,6 тыс. кв. км, тогда как, к примеру, у Нью-Йорка – 1,2 тыс. кв. км. Благодаря «щедрой» политике выделения участков под строительство, в советское время Москва разрослась вширь, но не ввысь. Теперь это оказывает известное давление на транспортную инфраструктуру.
Помимо градостроительной целесообразности, у интереса девелоперов к высотному строительству есть и экономическая предпосылка. Земля в Москве дорожает, как, впрочем, во всех мировых мегаполисах. Рентабельность жилищного строительства достигается посредством увеличения его плотности. Дальнейший путь развития городской «ткани» очевидно имеет одно направление – высотное. В этом контексте главная задача девелоперов – создание максимально комфортной среды для жизни с учетом объективных рыночных и градостроительных предпосылок.
Эта логика помогает нам ответить на вопрос «что строить?». На мой взгляд, в современном городе нет и не может быть девелоперских проектов исключительно «жилой» или «деловой» направленности. Чтобы жизнь в высотке была комфортной, здание должно не только находиться на автономном инфраструктурном «островке», но и быть его частью. Первые этажи, возможно, даже подземные уровни, отдельные корпуса комплексов высотных зданий должны включать места для работы, получения социальных благ, коммерческих услуг, развлечений. Иными словами, даже если мы строим отдельно стоящий небоскреб, он должен быть прообразом многоуровневого города, то есть быть автономным.
Далее встает вопрос: где строить? Гипотетически, конечно, «свечку» можно встроить практически в любой квартал, как это сейчас происходит, скажем, на Манхэттене. Но если нам нужен «город в городе», мы должны обратить внимание на масштабные площадки. В Москве сегодня такие возможности открываются в промзонах, которые пока занимают 17% площади столицы. Правда, промышленным это пространство можно назвать лишь условно, потому что фактически производство мало где сохранилось. Территории бывших промзон, как правило, обширны, хорошо обеспечены коммуникациями, расположены в пределах МКАД относительно недалеко от ключевых автомагистралей. Именно здесь можно построить высотный жилой комплекс в полном смысле слова «комплексный». Бывшие промзоны расположены в основном вдоль ТТК и МЦК, а также в южном, юго-восточном и восточных направлениях. Именно здесь, на мой взгляд, будут появляться высотные дома. Центр же останется преимущественно мало- и среднеэтажным.
Еще одна принципиальная особенность высотной застройки в Москве будущего – это её «квартальность». Если в Азии и в ранние годы развития строительства небоскребов в США высотки появлялись спорадически, словно прорываясь сквозь сложившуюся застройку, то в Москве есть шанс направить этот процесс в более цивилизованном русле. Большинство высотных проектов в столице сейчас реализуются по квартальному принципу, то есть на относительно просторном и обособленном участке появляется продуманный проект, который предусматривает помимо собственно небоскребов еще и офисы, коммерческие помещения, полноценную благоустроенную территорию, причем как приватную - для жителей, так и социальную - для всех. Такой принцип позволяет нивелировать слабые стороны высотной застройки: высокую плотность заселения, недостаток инфраструктуры, нехватку открытого пространства. В то же время мы получим полноценные и автономные «островки» в городе, которые будут уютны для проживания, но при этом не будут вступать в конфликт с окружающим пространством, как объекты точечной застройки.
При этом я не склонен полагать, что высотная застройка станет доминирующей в Москве в будущем. В столице хорошо развита транспортная и социальная инфраструктура. Население в городе распределено относительно равномерно, и строительство сейчас идет практически во всех районах. Это значит, что спрос на жилье будет удовлетворяться за счет вторичного фонда, причем географический выбор у покупателя сохранится. Соответственно, необходимости в формировании плотно заселённых анклавов нет – отдельные высотные проекты будут появляться в разных локациях, но целые районы «не зарастут» небоскребами. Многообразие московского ландшафта сохранится.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.