Креативные площадки: преображая города

Креативные пространства, привлекающие творческих людей и ценителей современного искусства, способны преобразить целые городские районы. Кто должен создавать и финансировать подобные объекты, как их организовать и каким образом креативные пространства повлияют на окружающую городскую ткань? На эти вопросы эксперты постарались ответить в ходе дискуссии «Креативные пространства в городской среде», которая прошла 17 ноября в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума.

О перспективах городских креативных пространств и своём личном опыте их создания участникам встречи рассказала основательница Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. По её словам, у создателей «Винзавода» изначально была чёткая стратегия: они планировали сделать не просто площадку, объединяющую творческих людей, а институцию, которая будет целенаправленно заниматься развитием современного искусства. К развитию площадки привлекались различные художественные мастерские и галереи. Активное участие творческих личностей в деятельности «Винзавода» дало, по словам Софьи Троценко, эффект синергии и создало благоприятную среду, в которой представители современного искусства могли бы творить и заявлять о себе.

В чём может быть актуально современное креативное пространство, кто его аудитория, что этой аудитории интересно – вот главные вопросы, на которые необходимо ответить создателям творческих площадок. У современного зрителя, как считает София Троценко, наиболее востребовано цифровое искусство, а также различные необычные формы коммуникации человека с окружающим миром.

Говоря об экономических перспективах креативных пространств, эксперт отметила, что в современных мегаполисах, таких, как Москва и Петербург, достаточно много творческих кластеров, которые могут работать на самоокупаемости. В регионах возможностей для развития таких площадок существенно меньше, так что креативные пространства нуждаются в поддержке и финансировании со стороны государства.

Об опыте Катара в создании креативных пространств и преобразовании с их помощью городской среды участникам встреч рассказала исполняющая обязанности директора по выставочной деятельности Ведомства музеев Катара Шейха Рим Аль-Тани. Она привела в качестве примера Музей исламского искусства, рядом с которым расположен университет. Благодаря этим двум объектам, по её словам, окружающий район буквально преобразился, превратившись в современное культурное пространство. Эксперт отметила, что после этого возникла необходимость работать с креативной индустрией и создавать пространства, где современные художники могут заниматься творчеством. В Катаре такой площадкой выступило старое пожарное депо. В его основном здании появилась платформа для творческих экспериментов приглашенных деятелей искусства. По словам Шейхи Рим Аль-Тани, креативная площадка изменяет окружающее пространство: появляются новые улицы, тротуары, дорожки, обеспечивающие доступ к интересующему горожан и туристов объекту.

Об особенностях создания креативных пространств в России рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Она считает, что сегодня невозможно создать узконаправленную площадку, где можно заниматься только живописью или музыкой: подобное притягивает подобное, «все перекрестно опыляет друг друга», отметила эксперт. Например, сейчас все чаще можно увидеть ученых, которые проводят шоу и презентации, а это, в свою очередь меняет образ жизни людей. В качестве примера позитивных перемен, которые произошли благодаря креативному пространству, эксперт привела Бильбао. «Это был ужасный город», - сказала Ольга Свиблова. Однако после того, как на его территории был построен музей Гуггенхайма,  Бильбао превратился из скромного портового города в европейский культурный центр: в нём стала развиваться модная индустрия, появились рестораны, затем метрополитен и многое другое.

Общенациональные особенности культурных площадок сейчас уходят в прошлое, считает управляющий директор Trans Europe Halles Миеке Рендерс. Так, дизайн ресторанов международных сетей вроде «Старбакс» практически не отличается в любой стране. Это даёт посетителям чувство безопасности, не вынуждая их сталкиваться с чужой культурной средой. Тем не менее, эксперт выступает за сохранение национальных традиций, жалуясь, что в крупных российских городах проще найти суши или пиццу, чем рестораны русской кухни.

Каждый город уникален, говорит исследователь из Института городского планирования Республики Словения Матей Никшич, поэтому не существует единой модели, позволяющей создать в любом городе успешное креативное пространство. Творческая площадка – место, где происходят перемены в интересах всего города, и главное в ней – люди, которые реализуют эти перемены, считает эксперт.

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 15 по 17 ноября 2018 года. Он признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга.

Екатерина Степанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.