Lakhta View: искусство, меняющее города

Как искусство может преобразовать городскую среду – и как город может повлиять на развитие искусства. На эти и другие вопросы эксперты мирового уровня ответили в ходе сессии международного образовательного проекта Lakhta View, прошедшей в атриуме петербургского Дома Книги и посвященной искусству как инструменту осмысления будущего городского пространства. Инициатором проекта  выступил Лахта Центр в партнерстве с Санкт-Петербургским Домом Книги и Гранд Отелем Европа.
Архитектура и технологии
Разумеется, внешний вид городов всегда определяет «царица искусств» архитектура: у её произведений самая долгая жизнь. Впрочем, облик городских улиц определяют не только здания. Искусствовед, инициатор создания и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова рассказала гостям дискуссии, как менялись города в течение ХХ века и какую роль в изменении их внешнего вида сыграли, казалось бы, недолговечные конструкции: уличная подсветка, временные павильоны, плакаты. «То, как искусство влияет на городскую среду, зависит от характера художественных высказываний, которые интегрируются в общественные пространства, - отметила Ольга Свиблова. - Искусство всегда рядом с нами в городе – в виде памятников, стрит-арта, даже пропаганды».
Иной взгляд на городскую среду и способы её изменения представил арт-директор Ars Electronica Center Герфрид Стокер. По его словам, современный город – это средоточие науки и технологий, где разные дисциплины взаимодействуют друг с другом, порождая новые возможности. Искусство эксперт считает одним из важных стимулов развития современного города и источником существующего в городе разнообразия. Герфрид Стокер подчеркнул необходимость организации общегородских фестивалей и других мероприятий, привлекающих творческих людей. Стокер особо подчеркнул тесную связь творчества и техники в современных городских проектах. Новые технологии дают огромные возможности для современного искусства и создания арт-объектов.
Старый город и новое искусство
Далеко не каждое искусство гармонично вписывается в городскую ткань. «В город надо внедрять искусство жизни», - считает Ольга Свиблова. Однако, по её словам, нужно помнить, что само городское пространство появляется вместе с искусством. Город – живое образование, он постоянно развивается, напомнила эксперт. Примером создания нового типа городской среды Ольга Свиблова назвала многофункциональный комплекс Лахта Центр. Она считает, что в рамках этого проекта, который уже стал новой городской доминантой, отлично «заживёт» современное искусство.  Что касается уже существующей городской структуры, то, по мнению Ольги Свибловой, внедрение в неё современного искусства неизбежно, однако это внедрение должно быть чрезвычайно бережным.
Модератор дискуссии Покрас Лампас, художник-каллиграфист, идеолог и создатель каллиграфутуризма, напротив, склонен видеть в существующей городской среде возможности для современного искусства. Он рассказал, как спросил у организаторов одного из фестивалей стрит-арта в 2013 году, почему они не задействовали самые видные и широкие поверхности стен для создания новых картин и граффити. Ему ответили тогда, что современное искусство может быть раздражающим и навязчивым, если художник не находится «на одной волне» с жителями города и не задумывается о том, как произведение будет вписываться в городское окружение. «За последние пять лет российское уличное искусство сделало потрясающий шаг вперёд, поэтому я надеюсь, что в будущем нас ждёт множество вдумчивых и органичных проектов» - считает Покрас Лампас.
Свобода и ответственность
Какими технологиями должен владеть современный художник, чтобы как можно более продуктивно и интересно развиваться в своём творчестве? Отвечая на этот вопрос, Герфрид Стокер отметил, что и книги, и опера, и другие виды твочества по-прежнему востребованы и находят своего читателя и зрителя. Разумеется, современному художнику важно уметь использовать определённые технологии, однако гораздо важнее, по словам Герфрида Стокера, понимать, как работают основные алгоритмы, знать историю и географию, понимать базовые механизмы, которые руководят обществом. Эксперт считает, что использование новых технологий и инструментов, чтобы донести своё послание до зрителей – это большая ответственность для художника.
Особенно важно с этой точки зрения оформление общественных пространств, подчеркнул Герфрид Стокер. Кто и что создаёт дизайн современного общественного пространства? Искусство? Пропаганда? Заполонившая города реклама? Эксперт снова напомнил о большой ответственности тех, кто имеет доступ к современным технологиям, поскольку именно они создают общественное мнение, общественный вкус и интерес, в соответствии с которым люди будут использовать новую городскую среду.
Говоря о современном российском искусстве, Герфрид Стокер отметил, что между арт-событиями России и Западной Европы до сих пор существует граница. Особенно это касается цифрового искусства: западноевропейские мероприятия достаточно изолированы от российских. По словам эксперта, преодоление этой изоляции стало одной из причин, по которой он принял приглашение на дискуссию Lakhta View.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.