Теги: , ,

30 Октябрь, 23:33

Личные автомобили уйдут в прошлое

То, что жителю большого города некуда поставить машину не только у дома, но и у магазина, школы, работы – чрезвычайно злободневный вопрос. В ходе конференции, посвящённой созданию комфортного города, девелоперы, урбанисты и представители власти обсудили важнейшие вопросы, связанные с автотранспортом. Акцент был сделан на специфику каршеринга в большом городе и современные парковки: их экономику, архитектуру, соответствующие технологии и нормативы.

Чем удобней парковки, тем больше машин

Организация стоянок для автомобилей – палка о двух концах: чем удобнее будет людям парковаться, тем чаще они будут это делать. А значит, в семье вместо одной машины появится две, три и более. Интересы автомобилистов противоречат политике сторонников «эко-микрорайонов», жаждущих отказаться от парковок вообще, или сделать их платными и недешевыми, уведя стоянки под землю или в здания. В этом смысле отдельно стоящие гаражи становятся  приоритетными. Однако, как и во многих злободневных вопросах, законодательство изрядно отстает: сформированные схемы гаражных мест в Москве не обновлялись с 2011 года. Альтернативные перехватывающие парковки, как многие убедились на собственном печальном опыте, тоже давным-давно не справляются.

При этом речь идёт не только о жителях города и области: нужно подумать и о въездном турпотоке. Куда девать автомобили путешественникам, приезжающим познакомиться со столицей и окрестностями? Их число растёт с каждым месяцем. Вопрос, увы, остается открытым.

Три кита автомобильного будущего

Доцент Высшей школы урбанистики (ВШУ) им. А.А.Высоковского Мария Роженко заявила: «Если мы хотим понять, в какую сторону двигаться, прежде всего нам следует понять, что для нас будет означает понятие «комфортный город» через 20-30 лет».  По её словам, ведущие научные и консалтинговые агентства говорят о трех актуальных трендах, способных исправить транспортную ситуацию. Первый из них – бесплатный электротранспорт в совместном пользовании: электромобили плюс каршеринг.  Однако для него нужно предусмотреть достаточное количество зарядных устройств на улицах города. Второй тренд – беспилотный транспорт. Яндекс.Такси уже через два года планирует вывести на улицы столицы свои «машины без водителей» в режиме тестирования. Третий - «авто в режиме совместного пользования», но не каршеринг. Названия этому тренду пока не придумали, суть его заключается в том, что одну машину эксплуатирует группа знакомых – семья, родственники, соседи. Как это организовать – пока никто не знает.

«Уже инициирован ряд исследований, - уточнила Мария Роженко, - в частности, недавно мы подписали соглашение с одним из крупнейших профильных институтов Великобритании. Одной из его задач будет как раз уточнение, как именно подобное «совместное пользование авто» повлияет на транспортную систему в городе, как подготовить к этому и город, и самих жителей».

Ведущий консультант бюро транспортного планирования Mobity in Chain Илья Петушков представил презентацию на тему «Парковки как элемент устойчивой финансовой системы». Он напомнил слушателям о негативном примере американских городов вроде Атланты, Чикаго, Детройта, где во избежание пробок власти одобрили политику «одноэтажной Америки» и большой территории при каждом доме, рассчитанном на одну семью. В итоге населенные пункты растянулись на колоссальные площади. Как решают этот вопрос в США – не наша головная боль, но в Москве тратить на дорогу из пригорода на работу по три часа в один конец никто не согласится. «Чем дольше мы едем, тем меньше у нас времени на личную жизнь, друзей и детей; жизнь слишком коротка», - напомнил Илья Петушков.

Кому парковка – не роскошь?

Рассматривая проблему парковок, эксперт предложил расставить следующие приоритеты: в первую очередь обеспечить интересы пешеходов, во вторую – общественного транспорта, в третью – сопутствующих сервисов вроде каршеринга, доставки еды и товаров, и лишь потом думать, что было бы удобно владельцам автомобилей. Илья Петушков привёл в качестве примера некогда заполненные машинами улицы вроде Кузнецкого моста или Большой Дмитровки: избавившись от трафика и выхлопных газов, эти городские «артерии» несказанно похорошели и стали центром притяжения и для местных жителей, и для тысяч туристов.

Максим Стонт, эксперт по урбанистике и заместитель начальника отдела исследований Студии Транспортного Проектирования, считает, что выбор между парковкой и детской площадкой должен быть очевиден. Он уточнил, что в первую очередь парковками надлежит обеспечить тех, кому это действительно важно: людей, у которых нет других альтернатив, например, инвалидов. Для остальных же количество парковочных мест имеет смысл ограничить, прописав это в нормативах.

В итоге спикеры сессии сошлись во мнении: парковки, как и автомобили, – не предмет первой необходимости. Нецелесообразно субсидировать их строительство за  счет ущемления интересов тех, кто машиной не владеет. То есть, первым делом нужно разделить проблему пользования и вопрос владения автомобилем.

Кристина Голубева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.