Михаил Беляков: многоуровневый город – уже не отдалённое будущее

В преддверии Нового года люди особенно часто задумываются о будущем. Какой станет жизнь в через 20, 30, 40 лет? Какими тогда будут города и кто в них будет жить? На эти и другие вопросы порталу UrbanLook ответил руководитель мастерской NOOR Architects Михаил Беляков.

Часто, говоря о городах будущего, многие представляют себе футуристические постройки, космические корабли и левитирующие автомобили. На самом деле, происходящая в последние лет 20 эволюция в стиле планирования городов не менее впечатляюща. Она вызвана глобальными проблемами изменения климата, дефицита ресурсов, безопасности, с которыми столкнулись современные города. Ключевые изменения лежат в плоскости развития инфраструктуры и фактора повышения плотности застройки.
Одна из наиболее болезненных проблем – перегруженные транспортные артерии, и именно она является драйвером изменений современных городов. Неспособность городов вместить возрастающее количество автотранспорта заставляет искать решения в интеграции smart-технологий в транспортную систему, внедрении беспилотного транспорта или принципиально иных способов транспортировки людей, как, например, в проекте «Гиперлуп» Илона Маска. С другой стороны, все большую популярность набирает концепция «пешеходного города»: мегаполисы, в том числе и Москва, стремительно меняются под влиянием принципов инклюзивности и доступности. Вслед за этим перестраивается и экономическая модель, и сама наша повседневность становится совсем другой, более комфортной.
Развитие идеи полноценных улиц заставляет не только пересматривать принципы транспортного планирования, но и смещать фокус с объектов на пространства между ними: точками притяжения становятся не здания, а сформированные вокруг них центры городской жизни. Вполне возможно, что следуя за развитием «вертикального города», они массово переместятся на крыши, где возникнут подвесные парки или бульвары длиной в квартал. Да и сам многоуровневый город может стать не таким уж отдаленным будущим, и в Москве появится, например, многоуровневая транспортная система, отдаленно напоминающая многоэтажные ТПУ в Гонконге, однако во много раз более мощная и инновационная.
А вот что касается архитектуры, то это действительно интересный вопрос. От классического разделения на стили мы пришли к некоему периоду лиминальности. Иными словами, у нас больше нет строгих канонов, по которым можно идентифицировать те или иные стилистические решения. Впрочем, в городах будущего, скорей всего, будут поражать не столько постройки, сколько «умные» технологии управления, возобновляемой энергетики, интеллектуальные транспортные системы. Города будущего будут умнее распоряжаться теми ресурсами, которые у них есть вместо экстенсивного производства. В основу их жизнедеятельности должны лечь принципы климатической, экологически ориентированной экономики, учитывающей глобальные вызовы, но и конечно идея проектирования для общественного блага. Уже сейчас мы видим реальные примеры того, как это работает, например, в Масдар-Сити, который можно назвать полигоном для экспериментов с целью выведения «формулы идеального города» с нулевыми выбросами углерода и беспилотным транспортом. Такие проекты задают максимально высокую планку для всех градостроителей мира и, скорей всего, станут основной для многих решений, которые будут использоваться в городах будущего повсеместно.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.