На Lakhta View обсудили природу в городе и в искусстве

Городская среда – это неизбежное противостояние природы и созданных человеком объектов. Сочетанию естественного и искусственного в современном городе была посвящена вторая сессия образовательного проекта Lakhta View, инициированного Лахта Центром.
Нынешняя сессия Lakhta View стала своего рода сравнением восточного и западного подхода к сочетанию природы и антропогенной среды. Спикером первой части мероприятия стал японский художник и архитектор-перформер Хидеми Нишида. Одной из задач своего творчества он считает возможность дать людям взглянуть на элементы природы в непривычном ракурсе, сформировать новый взгляд на обыденность. Так, например, художник разместил на берегу озера деревянные стулья и стол необычной высоты. Так люди смогли увидеть озерный пейзаж под непривычным углом.
Среди самых известных произведений Хидеми Нишиды – «Хрупкие стулья», инсталляция в виде стульев, установленных прямо на водной глади озера Порото на Хоккайдо. Объект сфотографирован с разных ракурсов, в разную погоду, так что мы можем видеть мистическое зрелище расставленных на воде стульев и в ясную погоду, и в тумане. По словам художника, он старается передать в своих инсталляциях сочетание хрупкости и вечности природы, а также создать «трещину» в обыденном взгляде, чтобы показать, как богат необычными видами внутренний мир человека.
Одна из характерных особенностей японской культуры – наслаждение постоянной изменчивостью мира и мимолётностью красоты, создание объектов, которые могут быстро появиться и так же быстро исчезнуть. Хидеми Нишида рассказал, что реализовал эту идею, создав куб, встроенный в крышу рыбного ресторана. Архитектурное дополнение появилось неожиданно для людей – и потом  так же неожиданно исчезло, когда художник разобрал его. Люди могли подумать, что это был сон или иллюзия, и создать собственную историю, связанную с новым городским объектом – именно этого, по его словам, и добивался Хидеми Нишида.
Вторым приглашённым спикером Lakhta View стал британский художник-эксцентрик Эндрю Логан, «человек-праздник», работавший вместе с Дереком Джарменом, Энди Уорхолом и Вивьен Вествуд. Говоря о соотношении природы и искусства, он отметил, что они дополняют друг друга. «Можно заботиться о природе и при этом делать с ней удивительные вещи», - заявил художник.
Сам Эндрю Логан активно заимствует в своих работах элементы традиционного искусства разных стран и культур, например, Индии, Древней Греции или Египта. Он стремится привнести в жизнь радость, праздник и карнавал, показать зрителям, что красота рядом. Именно поэтому художник уделяет особое внимание открытым инсталляциям, которые позволяют показать и подчеркнуть красоту окружающего мира и вдохновить людей. Так, одна из его работ установлена в Англии на мысу, который часто становился местом самоубийств. Эндрю Логан разместил там статую Пегаса – крылатого коня, символ надежды.
Эндрю Логан заявляет, что посвятил всю свою жизнь поиску красоты и искусства в каждой детали окружающего нас мира. При этом природа вдохновляет его гораздо больше, чем городская суета. В 19 лет он поселился в местечке Дартмур в Юго-Западной Англии, полностью погрузившись в творчество. Символом этого времени стала одна из ранних работ художника – инсталляция «Золотое поле», составленная из гигантских пшеничных колосьев высотой в 4,5 метра. Среди них порхают бабочки и прячутся полевые мыши.
Задавая вопросы выступающим, зрители Lakhta View интересовались, какие проекты художникам из двух столь разных стран было бы интересно реализовать в Петербурге. Хидеми Нишида вдохновился праздничной новогодней подсветкой петербургских улиц и сказал, что в первую очередь работал бы со светом, рекой и снегом. Эндрю Логан заявил, что Петербург – город, где вода, здания и небо связаны между собой, и даже ночная темнота отражается в поверхности Невы. В качестве арт-объекта для Петербурга он предложил сделать крылатую лошадь под водой.
Спикеры и приглашённые гости высоко оценили саму идею проекта Lakhta View. Так, модератор дискуссии, главный редактор National Geographic в России Андрей Паламарчук подчеркнул, что сама обстановка мероприятия стимулирует творческий поиск. «Мне нравится идея такого синтеза, когда в качестве спикеров по прикладным вопросам выступают неожиданные личности, - отметил он. -  Как, например, Хидеми Нишида: он очень интересно говорил и показывал, и в итоге создал элемент неожиданности, своего рода триггер, позволяющий слушателям что-то для себя переосмыслить и прийти к необычным творческим решениям».
Сам Хидеми Нишида отметил, что Lakhta View стал местом, где он мог поделиться своими идеями на тему природы. «Мне было важно развить свои идеи и показать их людям, - сказал художник, - Это был чрезвычайно важный опыт для меня».
Следующая лекция образовательного проекта Lakhta View состоится 28 января, уже традиционно в атриуме Санкт-Петербургского Дома Книги, и будет посвящена теме дизайна. В качестве спикеров на неё приглашены британский художник-график Джонатан Барнбрук и директор лондонского офиса Бюро Ральфа Аппельбаума (RAA) Филип Теффт.

Фото:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.