На Международном культурном форуме обсудили общественные пространства

Города принимают участие в международных культурных событиях – а события, в свою очередь, изменяют города. Эта тема стала сквозной для мероприятий секции «Креативная среда и урбанистика» Санкт-Петербургского международного культурного форума. Мероприятия общемирового масштаба превращают город в пространство для межкультурного взаимодействия, однако такое пространство далеко не всегда гуманистично, считает специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, модератор дискуссии «Глобальное пространство культурного обмена».

Города открываются миру
Влияние международных культурных событий на городскую структуру можно проследить на примере Всемирных выставок, первая из которых прошла в лондонском Гайд-Парке в 1851 году. Для её проведения был построен Хрустальный дворец – здание из стекла и стали, которое открыло новую страницу в архитектуре и технологии строительства. Всемирная выставка 1889 года в Париже подарила столице Франции Эйфелеву башню.
По словам специального советника ЮНЕСКО Франческо Бандарина, аналогичные события стали возможностью вдохнуть жизнь в депрессивные территории городов. Так, во многом благодаря Всемирной выставке 1967 года Монреаль получил средства на строительство метрополитена, а в Шанхае к открытию выставки было построено несколько дополнительных линий метро, осуществлена реновация целого района, а электроавтобусы, которые использовались на территории выставки, после окончания мероприятия вышли на городские маршруты.
Говоря о современных событиях мирового масштаба, влияющих на развитие городов, нельзя не упомянуть Чемпионат Мира по футболу, прошедший в этом году. Исполнительный директор Организационного комитета Олимпийских и Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году, специальный советник по вопросам подготовки Чемпионата мира по футболу, Международная федерация футбола (ФИФА) Рикарду Траде отметил, что футбол - сам по себе межкультурная коммуникация, и Чемпионат 2018 года открыл Россию миру. До сих пор в глазах туристов Россия ассоциировала только с Москвой и Петербургом, но этим летом футбольные болельщики со всего мира получили возможность увидеть другие российские города и их своеобразие.

Архитектура как источник впечатлений
Впрочем, для того, чтобы придать новый смысл привычной городской территории, зачастую не нужна Всемирная выставка. Пример тому – открытие катка на Красной площади в Москве, благодаря которому, как считает Михаил Швыдкой, «место, которое все считали мемориальным, стало живым». Впрочем, в Петербурге ситуация немного иная: создатель проекта, председатель наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович напомнил, что в Северной столице аналогичный объект на Дворцовой был принят довольно холодно.
Эксперт подчеркнул, что каток и ГУМ – это прежде всего места, где человек получает впечатления и может ими поделиться. В эпоху Интернета, по мнению эксперта, люди перешли в новую фазу потребления – они стали потребителями впечатлений. Контекст стал важнее текста Например, выставка знаменитого художника и возможность запостить в соцсетях, кто и в чём пришёл на выставку, зачастую важнее, чем полотна самого художника. Важно, чтоб люди находились в контексте интересного, считает Михаил Куснирович, чтобы у них была возможность прийти в живое, привлекательное место и сделать селфи. Схожее мнение высказал программный директор WorldArchitectureFestival (WAF) Пол Финч. По его словам, архитектура – это фон, на котором происходит жизнь горожан, так что качество зданий и их объединение в цельную городскую ткань имеет огромное значение.
Местом, где продуманы не только живописные панорамы, но и места для селфи, стал московский парк Зарядье, который работает всего год, но уже стал весьма популярным у москвичей и туристов. По словам его директора Павла Трехлеба, люди приходят в парк, ожидая увидеть стандартный набор достопримечательностей, а попадают в современный инновационный объект.

Общественные пространства vs. Интернет
Значение крупных и интересных достопримечательностей, источников волнующих впечатлений и ярких воспоминаний трудно переоценить. Тем не менее, людям важно соприкасаться с культурой, с живой городской каждый день, а не только ездить за ней в центр города. Михаил Швыдкой поднял вопрос о необходимости создания культурных центров в спальных районах мегаполисов. По его словам, нынешние «спальники» - это огромное пространство для межкультурного и межэтнического обмена, нужны только места, где люди могли бы комфортно общаться. Такой «выход культуры на периферию», по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, в столице возможен в рамках программы реновации.
«Патриархи» урбанизма считали, что общественное пространство в городах конкурирует с частным, и необходимо вытащить человека из его «раковины», напомнил Сергей Кузнецов. Сейчас, по его словам, ситуация иная, и главный конкурент общественных пространств – Интернет вообще и социальные сети в частности. Люди разучиваются общаться лицом к лицу, и задача новых городских пространств – снова мотивировать их это делать.

Степанова Екатерина
Фото: официальная страница Санкт-Петербургского международного культурного форума ВКонтакте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.