Теги: , ,

30 Октябрь, 23:15

Наталья Дубина: новый 214-ФЗ - прощальный набат для отрасли или новые возможности?

За последние два года законодательство о долевом строительстве кардинально менялось несколько раз, в результате – каждые полгода устанавливались новые, более жесткие «правила игры» на рынке девелопмента и строительства. Официально озвучиваемой причиной изменений была забота государства об обманутых дольщиках, с одной стороны, и нежелание брать на себя риски по финансированию завершения проектов обанкротившихся застройщиков, с другой стороны. В профессиональном сообществе застройщиков было много вопросов относительно того как «жить» дальше: в каких правовых условиях придется завершать уже начатые проекты и как планировать новые. Своим мнением по поводу ситуации, сложившейся на рынке после новых изменений в законодательстве, с порталом UrbanLook поделилась заместитель руководителя юридического департамента семейства компаний KASKAD Family Наталья Дубина.
В итоге в июле этого года ситуация, наконец-то, окончательно прояснилась, и стало понятно, что эпоха долевого строительства уходит в прошлое. Для этого есть несколько причин.
Во-первых, с 1 июля 2019 года застройщики больше не вправе будут осуществлять строительство жилой недвижимости в многоквартирных домах и таунхаусах за счет средств участников долевого строительства за исключением строительства тех объектов недвижимости, в отношении которых первый ДДУ зарегистрирован до 1 июля 2019 года. Это означает, что застройщики должны будут либо привлекать инвестиции со стороны банков и частных инвесторов, либо осуществлять строительство за счет собственных средств. Использовать же денежные средства, размещенные на счетах эскроу, согласно действующему на сегодня законодательству, застройщик вправе будет только после ввода объекта в эксплуатацию и подписания первого передаточного акта с любым участником долевого строительства.
Во-вторых, ужесточились требования к самим застройщиком, что также влечет дополнительную финансовую нагрузку на проекты, реализуемые по схеме долевого строительства.
В конечном итоге, стали сопоставимыми стоимость строительства объекта недвижимости, построенного за собственных счет средств застройщика и за счет средств дольщиков, привлеченных на эскроу-счета. При этом потребительская ценность уже построенного жилья значительно выше для конечного покупателя как наименее рискованная. В следствие этого, потребителю становится нецелесообразным приобретение не построенного объекта по цене построенного.
Таким образом модель финансирования строительства объектов недвижимости, предлагаемая 214-ФЗ, становится просто не интересной как для многих застройщиков и девелоперов, так и для потенциальных покупателей.
Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что потенциальные покупатели недвижимости за последние пару десятилетий коренным образом изменились. Новое поколение миллениалов (поколение «Y») обладает совершенно другими ценностными установками и жизненными принципами, чем поколение на 10-15 лет старше.
Например, если раньше считалось, что престижно иметь собственный автомобиль, то для современного поколения он является обузой, так как в большом городе проще пользоваться каршерингом и не платить за парковку. Если раньше считалось, что нужно покупать в ипотеку собственную квартиру, то для современного поколения молодежи большую ценность несет в себе возможность быстро менять место жительства в зависимости от изменения жизненной ситуации. Если раньше считалось модным жить в новом квартале домов, то сейчас люди ценят объекты в исторических кварталах, где можно почувствовать ритм большого города. Еще один тренд, который присущ миллениалам – это стремление к экологичности, то есть возможность жить ближе к природе.
В этой связи «старые» модели строительства и потребления будут постепенно уходить на второй план, оставляя место новым прогрессивным технологиям и форматам жилья. Так, например, уже сейчас набирают популярность 3D печать домов, каркасные технологии нового поколения и т.д.
Таким образом перед девелоперами и застройщиками строит много новых вызовов. Те компании, которые будут более гибкими, сумеют прочувствовать новые тренды и дать покупателю качественный продукт, останутся на рынке и будут задавать общий вектор развития отрасли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.