Петербург: будущее неизбежно, но выход есть

18 июня в 18.00 в рамках IV Форума пространственного развития прошла сессия «Выхода нет: будущее неизбежно», организованная совместно с Лахта Центром.

В ходе сессии обсуждались две основные проблемы: сохранение исторического наследия Петербурга и засилье проектов многоэтажного дешёвого жилья без достаточной инфраструктуры на окраинах Северной столицы. Во второй части дискуссии эксперты перешли от практики к теории, обсудив непредсказуемость будущего и способы адаптации к стремительным изменениям.

Архитектурный критик Мария Элькина, открывая сессию, отметила, что в Петербурге вообще не принято говорить про будущее. По её словам, Петербург мыслями – в своём прошлом и сосредоточен на объектах в зоне охраны наследия ЮНЕСКО. «Мы не ощущаем своей ответственности за будущее и не понимаем до конца, что сохранение исторического наследия наших далёких предков – это и есть ответственность за будущее, потому что в прошлом мы уже ничего изменить не можем», - считает она.

Наряду с ориентацией в прошлое, ещё одной проблемой Петербурга Мария Элькина считает сверхдешёвые многоэтажные дома-«муравейники» с минимальной инфраструктурой, которыми застраиваются окраины Петербурга.  «Это происходит, потому что мы вроде как бедные, средств у нас нет. Но пока мы это строим, мы продуцируем нездоровую экономику. Та среда, которая присутствует на наших окраинах, совсем не способствует экономическому росту. Замкнутый круг», - говорит эксперт.

Своим видением будущего города поделился исполнительный директор АО «МФК Лахта Центр» Александр Бобков. «Мы живём в изменяющемся мире. Когда мы выясняем основные вопросы, то оказывается, что мир, который мы рассматривали, уже изменился и надо заново изучать то, что вокруг нас, планировать какую-нибудь новую стратегию или новый проект», - говорит он. По словам Александра Бобкова, меняются и потребности современных горожан: если раньше, к примеру, им нужны были дороги, то теперь выясняется, что по этим дорогам некуда ездить. «Город – это совокупность людей, в нём проживающих, и для того, чтоб город был максимально хорошим, нужно ориентироваться на потребности этих людей, - заявил Александр Бобков. - Мы на своем проекте попытались организовать такую комфортную среду, где человек, петербуржец смог бы найти для себя всё необходимое: пусть это пока будет очень заметно с точки зрения объёма и очень локально с точки зрения места».

Однако комфорт на городском уровне не исчерпывается продуманной инфраструктурой и зелёными зонами. По мнению участников дискуссии, в современном городе необходимо создать благоприятную среду для творческого развития. «Чтобы город был конкурентен, он должен быть интересным и разнообразным. Всё, что добавляет городу комфорта, повышает получаемую от него отдачу», - считает Александр Бобков.

Отметив, что в Петербурге есть проекты как Лахта Центр, которые могут задавать общую планку, специалист в области пространственного развития Наталья Зубаревич продолжила тему развития городской среды. По её словам, люди активно едут в Петербург и Москву, при этом в стране не удовлетворён первичный спрос на жильё. «Спрос на дешёвые муравейники продолжает расти», - говорит эксперт.

Решением проблемы, по словам Натальи Зубаревич, может быть «воспитание» девелоперов. «Нужно вводить отдельные проекты, чтоб показывать, как надо. Когда на рынке одна «макулатура», она становится нормой, - говорит эксперт. – Когда на рынке выбор разных проектов, можно говорить: смотрите, себестоимость квадратного метра всего на 10% выше, а вид совсем другой».

Наталья Зубаревич призвала также к активности петербургского гражданского общества. По её словам, налогоплательщики должны требовать за свои налоги введения адекватных правил строительства. «Нужно заклеймить проекты, не обеспеченные социальной инфраструктурой,   позором», - считает эксперт. У петербургского градозащитного сообщества есть опыт успешной борьбы – однако пока боролись, например, с Охта Центром, массовая безликая застройка парализовала город. «Бороться с распылёнными, многочисленными стройками, намного сложнее,  - согласилась Наталья Зубаревич. – Эту борьбу нужно локализовать. Выберите один проект, самый угрюмый, серый и мрачный, и отбейте его. Добейтесь строительства дорог, школ, садиков, понижения этажности… Это лучше, чем борьба с ветряными мельницами».

О конкретных примерах сочетания старого и нового в архитектуре участникам дискуссии рассказал ассоциированный директор знаменитого голландского архитектурного бюро MVRDV Клаас Хофман. «Наступление будущего неизбежно, но и будущее без прошлого невозможно. К прошлому нужно относиться уважительно, но в это отношение можно внедрить даже некоторую долю юмора. Нам всегда нужно находить правильную пропорцию между уважением к прошлому и требованиями настоящего», - подчеркнул он.

Интерес участников дискуссии вызвал проект Bordeaux 2050, который представила его куратор Мишель Ларю-Шарлю. По её словам, сейчас уже нет возможности планировать долгосрочную политику, которая отвечала бы на крупные вызовы, такие, как демографический взрыв или исчерпание природных ресурсов: мир меняется слишком быстро. «Идея проекта Bordeaux 2050 – понять, как мы можем ответить на вопрос о будущем, зная, что мы совершенно не можем его предсказать и как сделать, чтобы Бордо в 2050 году остался городом с высоким качеством жизни, при этом интегрируя все современные вызовы», - сказала Мишель Ларю-Шарлю. Она считает, что в 2050 году мы будем иначе работать и иначе перемещаться. Например, не нужно будет иметь собственный автомобиль, достаточно будет получить возможность им пользоваться, не нужно будет обладать собственным офисом – достаточно будет доступного места, где можно комфортно работать.

Непредсказуемость будущего и способы с ней справиться стали основной темой второй части сессии. Об истории и современности в архитектуре участникам дискуссии рассказал известный британский архитектор Тони Кеттл. «Я должен понять прошлое, чтобы работать в современном контексте, - говорит архитектор. – Прошлое и будущее не разделены, они переплетены друг с другом». При этом он отметил, что не стоит смотреть на исторические здания, как на оригиналы, которые надо копировать, их лучше рассматривать в историческом контексте. «Мы движемся в будущее, и там лежат новые возможности, которые нам нужно открыть для себя, - говорит Тони Кеттл. Эйнштейн говорил, что время относительно, оно меняется в зависимости от того, где вы находитесь и как к нему относитесь». Источником идей для формирования нового пространства и новой архитектуры Кеттл видит природу. «Сложно говорить о границах прошлого и будущего, потому что время имеет континуальный характер, и природа в данном случае служит безграничным ресурсом  для создания нового», - отметил архитектор.

О влиянии современной городской культуры на формирование среды рассказал один из самых известных представителей молодого поколения неформальных художников Покрас Лампас. «Я считаю, что задача художника сейчас – не просто реализовать свои творческие амбиции, но и понимать, как это повлияет на зрителя, что именно его вдохновит и как это может помочь ему. Сегодня художник должен развивать, образовывать, разговаривать с аудиторией на новом языке», - считает Покрас Лампас. Он рассказал о своей работе при оформлении выставки художника Василия Верещагина в Новой Третьяковской галерее и о том, как удалось пробудить в современных зрителях интерес к творчеству художника благодаря новым каналам коммуникации.

Адаптироваться к непредсказуемому будущему современному искусству поможет союз с наукой, считает международный эксперт по Art&Science Дмитрий Булатов.  «Философия говорит учёным, что все их планы будут нарушены, все предустановленные цели не будут достигнуты и всё пойдёт не так, - поясняет эксперт. – И тут возникают художники, которые работают на этой территории. А художники не подтверждают версии окружающей реальности, но очерчивают границы её применимости. Именно таким образом они инсталлируют хаос и непредсказуемость в систему знаний, делая прыжок в неизвестность».

Возвращаясь к вопросу современных городов и их адаптации к будущему, Дмитрий Булатов отметил, что высококвалифицированные и творческие специалисты стремятся туда, где культивируется талант, свобода и стремление создавать что-то новое. Так, городская среда, благоприятная для развития «знаниевой системы», должна совмещать в себе и модное современное искусство, и радикальные технологии, и когнитивные подходы, создавая новые точки творческого роста и развития.

Сессия «Выхода нет: будущее неизбежно» стала предваряющим диалогом, который продолжится в рамках масштабной урбанистической и мультимедийной выставки о прошлом, настоящем и будущем нашего города «Петербург 2103». Выставка откроется 20 июня и продлится до 15 июля в ЦВЗ «Манеж» по случаю 315-го дня рождения города. Это удачное для города время, чтобы провести ревизию, оценить, что было сделано, а что еще предстоит. Подробная информация о выставке «Петербург 2103» доступна на официальном сайте.

Фото: Петербургский Дневник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.