Петербург возвращается к полицентризму

Сможет ли развитие Северной столицы по полицентрическому пути помочь справиться с  транспортными проблемами и не допустить формирования гетто на окраинах? Каковы плюсы и минусы городов-спутников? На эти и другие вопросы эксперты искали ответ в ходе дискуссии «Санкт-Петербургская агломерация», прошедшей в рамках биеннале «Архитектура Петербурга».

Петербург превращается в бублик
Ежегодно в Петербург приезжает 70-100 тысяч человек: больше, чем в любой другой европейский город. Чем больше людей, тем более серьёзной становится проблема обеспечения горожан всей необходимой инфраструктурой. Уже сейчас путь на работу и обратно у жителя спального района составляет в среднем около трёх часов. В результате дважды в день, утром и вечером, общественный транспорт переполнен, а автомобильные магистрали стоят в пробках. По словам заслуженного архитектора России, доцента CПбГАСУ Владимира Линова, Петербург сталкивается с теми же проблемами, которые уже решали в Европе. «Средство решения уже давно известно, - утверждает эксперт. - Это средство – полицентризм, развитие агломерации».
О ключевых проблемах петербургской агломерации участникам дискуссии рассказал  генеральный директор компании «Урбаника» Александр Холоднов. По его словам, сейчас исторический центр Петербурга и часть спальных районов теряют жильцов, тогда как другие спальные районы, преимущественно на севере города, жильцов приобретают. Результат такого развития эксперт назвал «эффектом бублика»: периферия Петербурга активно развивается, а центр превращается в депрессивный район. «Затормозить» этот процесс, по словам эксперта, невозможно.

Северная столица беднеет
У Петербурга репутация города, куда все стремятся переехать, отметил Александр Холоднов. Казалось бы, это хорошо – но для города такая популярность может представлять определённую опасность Темпы роста населения Петербурга, по словам эксперта, на данный момент выше, чем уровень его экономического развития. Иными словами, Северная столица неуклонно беднеет. В качестве решения этой проблемы Александр Холоднов предлагает снизить темпы строительства дешёвого и некомфортного жилья. Результатом такой меры, по его мнению, станет смещение спроса в масс-маркете на «вторичку», а в новом строительстве начнут превалировать более дорогие проекты, обеспеченные необходимой инфраструктурой.
Кроме того, считает эксперт, необходимо перейти от «ковровой застройки» районов Петербурга к полицентрической модели развития, создавая рабочие места, коммерческую недвижимость и общественные пространства на окраинах и в пригородах. Примером точки развития с удачной моделью развития территории Александр Холоднов назвал город-спутник «Южный» - масштабный проект, где  будет построено 4,3 млн кв. м жилья для 134 тыс. человек. Площадь коммерческой недвижимости «Южного» составит более 1 млн кв. м, на его территории будет создано более 60 тыс. рабочих мест.
Ещё одной точкой роста в рамках концепции полицентрического развития Александр Холоднов считает многофункциональный комплекс Лахта Центр в Приморском районе Петербурга. «Лахта Центр – это мощнейший центр приложения труда,- говорит эксперт. – Это большой развивающийся центр, где будут и рекреационные, и общественные пространства… Он станет мощной точкой роста в Приморском районе».

Транспорт – залог развития
Использование полицентрического подхода стимулирует развитие агломерации, но создание городов-спутников в Европе признано вредным, отметил Владимир Линов. Если в городе-спутнике не обеспечен полноценный образ жизни, то его жители всё равно будут ездить в центр, перегружая вылетные магистрали. Оптимальный вариант для полицентричной агломерации, по мнению Владимира Линова – малые города на периферии, связанные транспортными путями. Сама транспортная инфраструктура при этом должна развиваться не по радиальному, а по кольцевому принципу. «Взамен радиальных связей периферии с центром нужно развивать малые города и связи между ними, минуя центр, - считает эксперт. - Таким образом, снижается нагрузка на центр, а в каждом подцентре появляется возможность создать качественные условия для жизни.  Малые города должны взаимодействовать между собой, дополняя друг друга».
Основой для создания тангенциальных связей между малыми городами Владимир Линов считает старые автомобильные дороги. Кроме того, потенциальные точки роста, по мнению эксперта – это  пересечение нескольких видов транспортных магистралей: например, железной и автомобильной дорог. Эти связи, как подчеркнул Владимир Линов, и есть потенциал развития для всей агломерации.

Стратегии до сих пор нет
Планировать дальнейшее развитие Петербурга невозможно, потому что эксперты порой сами не понимают, чего хотят от города. Как заявил Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», Стратегию развития Петербурга до 2035 года берутся разрабатывать, не понимая, в каком направлении должны развиваться город и агломерация.  На такой же вопрос нужно ответить и при выборе полицентрического пути развития: какую цель этот путь должен преследовать?
Ясно одно: проблема назрела. Петербург неконтролируемо растёт, и чтобы не допустить градостроительной катастрофы, необходима государственная инициатива по изменению пространственной стратегии развития города. «Если мы всем нагружаем только центр, а на периферии у нас «спальники», – мы никогда не получим комфортную среду. Петербургу нужен полицентризм с высоким качеством жизни, где человек может работать, получать образование, проводить время с семьей, отдыхать», - утверждает Михаил Кондиайн.

Степанова Екатерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.