Школа без забора для комфортного города

Если отказаться от зашоренных взглядов и пересмотреть нормативы, то создание комфортной городской среды потребует меньше средств и даст гораздо больший результат, уверены спикеры конференции «Комфортный город. Новые вызовы», организованной Мосархитектурой. В ее рамках девелоперы, архитекторы и представители городской администрации обсудили аспекты создания инфраструктурных объектов и формирования сообществ жильцов в различных районах Москвы. Каждое поколение предъявляет свои требования к устройству городской среды: так, для поколения миленниалов комфортный город – это еще и доступные и безопасные общественные зоны, предоставляющие максимум условий для досуга и саморазвития, общения и возможности самим влиять на окружающее их пространство.

Общедоступность vs безопасность

Тема школы как комьюнити вызывает особенно бурные споры. Как отойти от советской схемы «школа за забором», чтобы школьными дворами и площадками могли пользоваться и школьники, и горожане, но при этом безопасность учащихся не оказалась под угрозой? Ведь школе действительно пора «выходить в люди». Численность населения в мегаполисах растет, а по закону, если у учебного заведения нет, к примеру, своей спортивной площадки, то оно имеет право использовать микрорайонную.

Верно и обратное: если жителям района негде тренироваться, они вправе делать это на пришкольной территории. Примеры удачно реализованных подобных проектов представил архитектор и гендиректор АБ «Atrium» Антон Надточий. Эксперт уделил особое внимание грамотному зонированию территорий – так, чтобы речь шла не просто об отсутствии забора, но и о так называемой «доброжелательности» территории, охотно приглашающей жителей района ею воспользоваться. «Проблема социального пространства в городе – изолированность школ, - подчеркнул Антон Надточий. – Наша задача – социализировать территорию школы, сделать ее открытой и визуально принадлежащей городу». Помимо спортплощадок, стоит добавить в «общее достояние» столовые, библиотеки. «Школа должна стать центром жилого района», - полагает специалист.

Уникальные школы для общего пользования

С Антоном Надточим согласна депутат Мосгордумы Ирина Ильичева: «Главное достижение на сегодняшний день – то, что ни одна школа города больше не строится по типовому проекту, - считает она. - Каждая имеет свое лицо и даже является архитектурным памятником. Проекты создаются с учетом образовательных потребностей конкретного района, адаптированы под уникальный учебный план, а в их создании участвуют не только архитекторы, но и директора учебных заведений». Напомним: если еще десять лет назад школа на 240 000 кв.м с актовым залом на 500 человек была редкостью, то сейчас такие масштабы уже стали привычными. И логично, что подобных размеров общественные пространства должны служить всем горожанам, не только учащимся.

Тему продолжила архитектор и партнер Buromoscow Юлия Бурдова, подчеркнувшая значимость школы именно как комьюнити-центра. Ведь в столице сейчас – 1727 школ, так что их влияние на социум может быть колоссальным. Специалист дала советы, как побороть образ школы как «места, куда не хочется заходить, открыв это прекрасное зеленое сердце района для всех его жителей».

Советник отдела правового обеспечения Департамента образования Москвы Дмитрий Кирпичников продолжил тему озеленения пришкольной территории и важности открытия футбольных и баскетбольных полей и спортивных дорожек для местных жителей: «Один микрорайон – одна школа, по нынешним временам это колоссальная нагрузка на объект», - пояснил он. Согласно МГСН 1.01-99, примерные размеры земельного участка, который занимает школа, рассчитываются, исходя из соотношения 20 кв.м на одного обучающегося. Помножим это на несколько тысяч школьников среднестатистической столичной школы: попросту несправедливо, если эти впечатляющие территории будут закрыты для горожан.

Кристина Голубева
Фото:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.