Синтез в искусстве: странное становится необходимым

Синтез стал неотъемлемой частью современного искусства и мировоззрения. На его основе рождаются новые произведения, которые невозможно отнести к какому-либо одному жанру – и новое понимание мира. Зачастую скульптуры, картины и инсталляции молодых художников уже не могут существовать без светового и звукового сопровождения и без элементов интерактива. Мультимедийному искусству была посвящена шестая тематическая сессия проекта Lakhta View, организованного Лахта Центром в партнерстве с Санкт-Петербургским Домом Книги и Гранд Отелем Европа. О своём опыте мультимедийных проектов рассказали российский художник-экспериментатор Андрей Бартенев и основатель музея Vitra и академии Домен де Буабюш, куратор Александр фон Вегезак.

Художник-универсал

В 80-90 годы художник, который сочетал в своих произведениях живопись, скульптуру, музыку и перфоманс, считался чем-то из ряда вон выходящим. О том, как менялось отношение к синтезу в искусстве, участникам и гостям встречи рассказал Андрей Бартенев. Он сам считает себя символом постоянной модификации и трансформации. «Я был молодым художником и ничего не мог противопоставить умудренным опытом критикам, - говорит он. - У меня ничего нет, только широко открытые на мир глаза, а они в них плюют и кричат: «Что это за художник? Он и лапти плетет, и корзины с цветами собирает, и варенье, и пирожки, и клей, и клейстер, и скульптура, и перформанс. Он вообще - все что угодно!» Понятие «мультимедийности» в искусстве, по словам  Андрея Бартенева, появилось только в конце девяностых.

Синтез заложен в самом сознании человека, считает художник. Именно благодаря ему могут найти общий язык, такие разные группы людей, как мужчины и женщины. Главный пример синтеза – это любовь, заявил Андрей Бартенев.  Сейчас синтетизм позволил достичь потрясающих результатов: практически все дизайнерские проекты, особенно в luxury-индустрии, так или иначе синтетичны. По словам Андрея Бартенева, любой куратор или  любой руководитель проекта говорит теперь: «сделайте нам что-нибудь интерактивное, чтобы зритель был вовлечен», и это тоже принцип синтетизма.

Мост между поколениями

Говоря о культурной среде Петербурга, художник отметил, что искусству Северной столицы порой не хватает эксперимента, оторванного от неоклассической стратегии. Подрастающей художественной молодёжи, по его мнению нужен новый, понятный для неё язык. Помочь создать такой язык может современное искусство. «Оно создает мосты коммуникаций между поколениями и будущим, между поколениями и настоящим, между поколениями и прошлым, - считает Андрей Бартенев, -  Потому что изобразительное искусство на любом его этапе и в любом его воплощении оно как бы пересказывает все прошлое и рассказывает про будущее». Это, по его мнению, поможет молодому поколению сориентироваться и найти место для собственного знания и опыта.

Важным проявлением синтетизма Андрей Бартенев считает появление в архитектурной среде Петербурга современного высотного здания Лахта Центра. Художник подчеркнул, что Петербург, даже держась за прошлое и настоящее, не может отказывать себе в будущем. «Такое здание, такая игла – она как раз протыкает этот волдырь, и мы видим, какой свет там, над этим куполом засияет, - говорит Андрей Бартенев. - И, конечно же, это большая ответственность: протыкать купол и встречать сияние.  И здесь всему предприятию Лахта View, Лахта Центру, нужно быть очень осторожными, потому что можно проткнуть и польется свет, но не будет людей, которые могут сказать как этим светом пользоваться».

Старинное поместье для молодых творцов

О своём подходе к обучению молодых художников гостям дискуссии рассказал Александр фон Вегезак. По его мнению, традиционное образование фокусируется на одной специальности и не даёт студентам получать разносторонний практический опыт.  Такой подход реализуется в академии Домен де Буабюш, где молодые дизайнеры учатся создавать новые проекты совместно со специалистами из смежных сфер: от архитектуры до музыки или танца. Студенты проводят несколько недель в арт-резиденции, расположенной в старинном поместье во Франции, занимаются практической работой, исследованиями, обмениваются творческими идеями. Это делает из академии своего рода «плавильный котёл», откуда появляются по-настоящему мультимедийные проекты.

Говоря о роли синтеза в петербургском искусстве, Александр фон Вегезак отметил, что 25-30 лет назад, когда он побывал в Северной столице впервые, она была довольно серым городом, где не нашлось места для новых архитектурных проектов – но куратор уже тогда отметил блестящие возможности, обусловленные планировкой города. Сейчас, поднявшись  на предпоследний этаж почти завершённого Лахта Центра, зарубежный эксперт сказал, что это напомнило ему времена, когда Петербург был только основан Петром I. «И мне кажется, что вынос этого небоскреба за пределы исторического центра города – это правильное решение, - считает Александр фон Вегезак. - С одной стороны, мы можем наблюдать изначальную архитектуру, изначальную планировку в том виде, в каком она была века назад, и в то же время у нас остается место для того, чтобы мы могли  строить что-то новое».

Следующая сессия образовательного проекта Lakhta View состоится 18 мая и будет посвящена теме «Технологии».

Степанова Екатерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.