Современное искусство в консервативном Петербурге

Есть ли место для современного искусства в таком консервативном городе, как Петербург, и каково оно? Единый ответ на этот вопрос постарались найти и адепты классического подхода в лице  ректора Академии художеств, комиссара павильона России на Венецианской биеннале Семёна Михайловского, и представители стрит-арта в лице художника и каллиграфа Покраса Лампаса. Тема обсуждалась в ходе паблик-ток на тему «Как встроить современное искусство в Петербург и как встроить Петербург в современное искусство», организованного журналом «Собака.ру».

Художник работает на публику

Сейчас изменилась сама парадигма современного искусства, считает Покрас Лампас. У нового поколения, по его словам, гораздо больше инструментов для творчества и источников, из которых можно получать знания. Изменилась и среда, в которой молодые деятели искусства могут себя проявить.  Для зрителя стало важно не только творчество, но и сам художник как публичная фигура, его коммуникация с другими людьми. Ключевую роль сейчас играет коммуникация и самопрезентация художника средствами реламы, однако в Академии художеств этому не учат. «Этому жизнь учит», - сказал Семён Михайловский.

На вопрос о системе образования, необходимой для современных художников, представители двух поколений российского искусства ответили принципиально по-разному. Семён Михайловский стал перечислять кисточки, краски, карандаши и другие орудия традиционной живописи. «Я не сторонник революции в системе образования, - говорит он, рассказывая об учебных планах Академии художеств. – Надо создать людям обстановку, атмосферу, и понемногу, по чуть-чуть что-то менять, но не совершать необдуманных, резких движений».

Покрас Лампас, напротив, подчеркнул, что в современной медиа-среде важно, как художник мыслит, коммуницирует, взаимодействует, и этому далеко не всегда нужно у кого-то учиться. Нынешняя система образования, по его мнению, существенно отстаёт от современных трендов. «Те функции, которыми мы пользуемся, меняются так быстро, что традиционная среда не успевает к ним приспосабливаться», - считает он. В своих поездках в Европу Покрас Лампас анализировал, как современные художники взаимодействуют с галереями и презентуют свои работы в медиа.

Чем больше зрителей, тем лучше

Основная площадка, на которой молодые художники могут о себе заявить, по мнению Покраса Лампаса – это Инстаграм. Если человек выставляет там сильные работы с хорошей техникой, галереи, которые просматривают страницы художников, могут запросить у него каталог и потом организовать выставку. Заметить художника могут также через публикации в медиа и участие в медиа-проектах. Сейчас, по словам Покраса Лампаса, самое важное – чтобы работа срезонировала, вызвала определённый интерес.

Чрезвычайно важным вопросом для участников дискуссии стала коммерциализация современного искусства. Подход «художник должен быть голодным» для нового поколения уже неприемлем. Покрас Лампас считает, что любой художник зависит от денег. Коммерциализация искусства, по его мнению – это вынужденная  мера, которая помогает оставаться независимым. Коммерческий успех позволяет художнику общаться с как можно более широкой аудиторией. Семен Михайловский, напротив, заявил, что стремиться к максимальному расширению аудитории не стоит, нужно искать понимание у узкого круга зрителей, с которыми можно поделиться своими идеями. «Мы гоняемся за широкой аудиторией, в мне кажется, что не нужно к ней стремиться, нужно стараться найти понимание и говорить с человеком, который заинтересован, прийти к тихой речи, - считает он. - Самые великие вещи говорятся шепотом. Широкая аудитория – это инфекция».

Искусство и общество Петербурга

Особое внимание участников дискуссии и зрителей было сосредоточено на вопросе места современного искусства в Петербурге. Как сделать так, чтобы Петербург не оставался исключительно городом-музеем – спросил у гостей модератор дискуссии. Семён Михайловский не видит противоречия между старинным и современным искусством в Северной столице. «Я в последнее время пришёл к простым вещам, - говорит он. - Да, в Петербурге – старое искусство, здесь есть Эрмитаж, Мариинский театр, Русский музей, фасады… я люблю все эти классические вещи, я не вижу в них конфликта с чем-либо другим. Да, может появиться какое-то современное искусство, но в этом нет никакого конфликта». Появится в городе что-нибудь интересное или нет – Петербург может прожить и без современного искусства, считает Семён Михайловский.

Покрас Лампас, в свою очередь, отметил, что многие проекты, которые он задумал в Петербурге, потом уехали за границу, так что реализовать их в городе на Неве не удалось. Он считает, что это надо менять. «Когда мы строим комьюнити, мы вкладываем в него определённые ценности,  - говорит художник. - У Петербурга огромный потенциал, здесь много талантливых дизайнеров, художников. Пусть в контексте огромного исторического пласта наш вклад будет небольшим, но все же стоит озвучить, что мы хотим влиять на город».

Важную роль в создании такого комьюнити, по словам Покраса Лампаса, играют площадки для публичных дискуссий, посвящённых в том числе и современному искусству. С большим уважением художник отозвался о серии публичных дискуссий «Лахта View», организованной МФК Лахта Центр совместно с Санкт-Петербургским Домом Книги. «Нужны коллаборации и успешные проекты, которые служат примером того, что в городе есть, что сделать лучше,  - говорит Покрас Лампас. -  Взять, например, историю с Лахта Центром и то, что они делали public talks в доме Зингера». Оба участника дискуссии выразили надежду, что следующие public talks пройдут уже в самом здании Лахта Центра.

Музей современного искусства или экспериментальные площадки?

Нужен ли в Петербурге музей современного искусства? Этот вопрос также вызвал оживлённую дискуссию. По словам модератора дискуссии, современное искусство часто становится основой для противостояния художника с городом. Семён Михайловский согласился с этим утверждением, подчеркнув, что сильное сопротивление общественности действительно есть, и современные проекты часто воплощаются сквозь тернии, с невероятными усилиями.

Однако есть и другая проблема: площадку для современного искусства зачастую нечем наполнить. «Вопрос не в месте, а в том, чем его наполнять, - говорит Семён Михайловский. - Музей современного искусства создается огромными усилиями, для этого нужна невероятная синергия и амбиции».

Покрас Лампас также согласился, что наполнять большую площадку возможного музея современных искусств действительно пока нечем. Тем не менее, по мнению художника, необходимо создавать точечные инструменты, которые позволят молодым творцам вырасти и создать новые полотна. Это могут быть небольшие экспериментальные площадки рядом с известными музеями и выставочными залами, такими, как Манеж. Покрас Лампас уверен, что если поддерживать современное искусство и давать ему расти, оно может стать не хуже, чем классика.

Степанова Екатерина
Фото: "Собака.ру"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.