Теги: , ,

3 Апрель, 0:49

«СУ-155» грозит банкротство и смена владельца

Одной из крупнейших российских строительных компаний, «СУ-155», грозит финансовый крах. По данным СМИ, в скором времени процедуру банкротства застройщика собираются инициировать большинство кредиторов компании, в том числе крупнейшие банки, входящие в топ-100 страны. Впрочем, в длинном списке проблем компании – долги не только перед банками, но и перед государственными учреждениями, начиная с Министерства обороны и заканчивая – по очерёдности, но не по значимости – администрацией ряда районов Москвы и Подмосковья.

Застройщик для российской армии

Между тем именно тесное сотрудничество с Минобороны стало основой успеха «СУ-155» с момента основания компании в 1993 году. Связи её главы Михаила Балакина с министерством позволили «СУ-155»  стать крупнейшим получателем госзаказа на строительство жилья для военных. Распределению заказов, в частности, помогала Евгения Васильева, экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны, которая несколько лет руководила дочерней структурой «СУ-155» в Санкт-Петербурге. Контрагенты пытаются обанкротить компанию также едва ли не с момента её основания, однако до определённого момента застройщика спасали  сильные лоббистские возможности Михаила Балакина, который долгое время входил в ближайшее окружение экс-мэра Юрия Лужкова и даже работал в московском правительстве в 2000-2005 годах.

Когда Юрий Лужков и Анатолий Сердюков покинули свои посты, для «СУ-155» настали тяжёлые времена. Количество госзаказов, получаемых компанией, существенно сократилось: по данным «КоммерсантЪ», в 2013 году на долю государственных заказчиков пришлось 70 процентов всего построенного «СУ-155» жилья, в 2014 году — только половина. Впрочем, даже с полученными заказами компания периодически не справлялась. В 2013 году минобороны подало иск на 357,8 миллиона рублей к «СУ-155» из-за срыва сроков реализации ряда проектов в ЦФО. По информации ряда СМИ, задолженность застройщика перед Минобороны порой достигала миллиарда рублей, однако при Анатолии Сердюкове этот вопрос решался без привлечения суда. Новое руководство министерства решило прекратить подобную практику.

Застройщик для столицы

У московских властей также накопилось претензий к «СУ-155». В 2011 году компания подверглась жёсткой критике со стороны мэра Москвы Сергея Собянина за срыв сроков строительства социального жилья.  Также, по словам  гендиректора риэлторской и консалтинговой компании «Метриум Групп»  Марии Литинецкой, к "СУ-155" предъявлялись претензии по нереализованному проекту реконструкции нескольких зданий в районе Зюзино. В 2013 году был подан иск с требованием вернуть в бюджет 3,5 миллиарда рублей за невыполнение обязательств по возведению в Южном Бутово центра социальной защиты и ЗАГСа.

В конце 2014 года к работе «СУ-155» появились новые претензии, на этот раз у губернатора Подмосковья Андрея Воробьева. Он пригрозил разорвать контракт с девелопером из-за нарушений обязательств по строительству социальной инфраструктуры в подмосковном районе Павшинская Пойма. Кроме того, срок ввода в эксплуатацию ряда домов в Подмосковье несколько раз переносился застройщиком. Некоторые их них не сданы до сих пор, что породило волну протестов со стороны пострадавших дольщиков. В апреле ситуация рискует повториться: дольщики «долгостроев» «СУ-155» планируют выйти на митинг в центре Москвы.

Сам застройщик в своём пресс-релизе, посвящённом  предстоящему дефолту по оферте, ссылается на «текущую неблагоприятную экономическую конъюнктуру: девальвацию российского рубля, резкий рост ставок, снижение спроса на жилье, приостановку расчетов с рядом бюджетополучателей, наложенные на ряд российских лиц и институтов санкции», а также недобросовестность финансовых партнеров.

Заложник собственной стратегии

Как утверждает  гендиректор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев, с декабря прошлого года из-за сокращения продаж  дешевого жилья эконом-класса «СУ-155» испытывает острую нехватку ликвидности.

По мнению  директора института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елены Иванкиной, компания стала заложником созданной своими же руками системы демпинга. Раньше, во время ажиотажного спроса на квадратные метры, «СУ-155» могла себе позволить продавать жильё на стадии котлована ниже рыночной цены, однако затем схема дала сбой: стоимость строительства резко выросла, а квартиры уже распроданы. Впрочем, не стоит обвинять в неудачах только самого застройщика: по словам эксперта, у финансовых трудностей «СУ-155» были и  объективные причины. В их числе – задержка платежей со стороны региональных бюджетов по социальным объектам, которые застройщик возводил в микрорайонах, а также общеизвестные проблемы с перекредитованием в банковских структурах, с которыми столкнулось большинство субъектов российской экономики.

«На наш взгляд, причина — в экономической плоскости и неэффективном менеджменте», — считает адвокат КА "Юков и партнеры". Марина Краснобаева. Конечно, теоретически спасти компанию от банкротства может то, что она вошла в перечень системообразующих организаций, однако попадание в «список 199» еще не гарантирует поддержки. В этот кризис государство действует уже не столь расточительно, как в 2008-2009 годах.

Глава «СУ-155» Михал Балакин, хоть и стал осенью прошлого года депутатом Мосгордумы, из-за громких скандалов потерял влиятельность в высших эшелонах власти. Между тем желающих заполучить активы компании предостаточно: с сентября 2014-го по февраль 2015 года в Арбитражном суде Москвы было зарегистрировано 44 иска с денежными требованиями к «СУ-155» на общую сумму 795 миллионов рублей.

Банки требуют денег

В марте 2015 года к требующим от застройщика денег кредиторам присоединились крупнейшие российские банки. Росбанк требует возмещения кредита в 51 миллион долларов, выданного еще в 2008 году, и набежавших процентов. Общая сумма долга составляет 70 миллионов долларов. Это одна из самых крупных претензий за всю историю многочисленных дел о банкротстве «СУ-155».

Компания перестала выполнять свои обязательства в начале прошлого года, после чего Росбанк безуспешно пытался взыскать залоги через суд. Единственным ликвидным залогом застройщика оказался участок земли в Домодедово. Росбанк попытался наложить на него взыскание, однако «СУ-155» обжаловал это решение суда. Кредитор уверен, что, даже если залог удастся изъять, реализовать его для покрытия всей задолженности в условиях кризиса будет нереально.

«Росбанк» - отнюдь не единственный кредитор «СУ-155». С начала 2015 года три иска об обращении взыскания на активы компании подал банк «Возрождение», которому в ноябре 2014-го удалось добиться решения о взыскании с застройщика 354 миллионов рублей, но и это постановление суда оспаривается заемщиком в апелляционной инстанции.

Саму структуру задолженности одна из самых крупных и одновременно самых закрытых строительных компаний России не раскрывает. По данным «Инвесткафе», одним из главных кредиторов застройщика является Сбербанк. Самый крупный кредит в валюте — у Росбанка. Как сообщили журналистам в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», всего у застройщика семь крупных кредиторов из топ-100 банков, которые перестали быть к нему лояльными. Раньше они были готовы предоставлять отсрочки по платежам и оттягивать судебные разбирательства, но сейчас заняли жесткую позицию.

Другие банкиры могут, так же, как и Росбанк, инициировать банкротство и, вероятней всего, доведут дело до конца. В феврале «Эксперт РА» понизил рейтинг кредитоспособности «СУ-155»: с октября 2014 года по январь 2015-го кредитный портфель компании вырос с 21 миллиарда до 25 миллиардов рублей из-за переоценки внешнего долга (43 процента долгового портфеля номинировано в валюте). «Длительное ослабление национальной валюты, при сохраняющихся объемах рублевой выручки, могут привести к затруднениям в обслуживании и рефинансировании долговых обязательств компании», — говорилось в релизе агентства.

Помимо банков, застройщику придется разбираться с держателями облигаций, которые в марте потребовали досрочного выкупа бумаг на сумму более 2,3 миллиарда рублей. Компания оказалась не в состоянии выполнить оферту и объявила дефолт, пообещав реструктуризировать задолженность позже. «По всей видимости, кто-то намеренно скупил этот существенный объем облигаций, чтобы создать компании трудности, — считает аналитик «Инвесткафе» Сергей Подыногин. — Ведь погашение бондов было запланировано на 2016 год». По мнению других экспертов, паника возникла из-за слухов о скором банкротстве застройщика.

Высокую вероятность банкротства компании подтвердили и источники в правительстве Московской области. Власти не устраивает качество работ и долги некогда крупного партнера по застройке земель. В декабре прошлого года областной Госстройнадзор выдвинул беспрецедентно жесткие претензии к «СУ-155», потребовав возврата около 25 миллионов рублей в виде штрафов за нарушения при строительстве. Часть суммы вскоре была погашена, но вторая претензия властей — один миллиард рублей долга Долгопрудному за аренду земли — осталась не урегулирована. Известно также, что строительная компания «СУ-155» имеет самую большую задолженность по страховым взносам перед отделением ПФР по Москве и области: сумма долга составляет порядка 9,5 миллиардов рублей.

Классическое банкротство или смена владельца?

Впрочем, как считает генеральный директор ГК «Гео Девелопмент», Максим Лещев, вряд ли такой махине дадут обанкротиться в классической форме. Эксперты уверены, что, вероятнее всего, застройщик отойдет к одному из банков по общей договоренности с остальными кредиторами. Такая же судьба в кризис 2008-2009 годов постигла других гигантов строительного рынка, в том числе компании «Донстрой» и «Миракс».

Группа должна отойти новому хозяину целиком, говорят эксперты, в ее состав входит множество промышленных предприятий и строительных организаций, которые нет смысла делить между кредиторами: именно эта цепочка позволяет вести масштабные стройки, обеспечивая при этом низкую себестоимость проектов. В случае разделения группы на звенья стоимость «СУ-155» резко упадет.

Таким образом, гражданам, вложившимся в строящиеся объекты «СУ-155», не стоит волноваться: они будут доведены до конца новым владельцем холдинга. «Ликвидация «СУ-155» слишком сильно ударила бы по рынку, так что я бы не стал переживать за судьбу компании, — сомнительно, что ей дадут повторить судьбу «Социальной инициативы»», — успокаивает Максим Лещев. Правда, когда именно будут сданы эти объекты, многие из которых уже превратились в долгострой, — пока большой вопрос.

Источник: Лента.ру

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.