Светлана Бочкарева: нужно активнее заниматься спальными районами

Даже элементарный поиск в интернете по формулировке  «ландшафтный дизайн» выдает информацию о множестве школ и курсов, не считая профильных факультетов и кафедр в вузах. Добавьте к этому активное внимание исполнительной власти к благоустройству и созданию новых общественных пространств.  Тут неизбежно возникает немало вопросов. Насколько этот тренд необходим для города? Удачно ли решены, к примеру, новые зеленые зоны?  Об этом и многом другом мы поговорили со Светланой Бочкаревой, заведующей кафедрой дизайна архитектурной среды СпбГАСУ, главным архитектором университета и руководителем проектной студии в его составе.

Светлана Владимировна, как Вы считаете, почему ландшафтному дизайну стало уделяться такое большое внимание?

Повышенный интерес к этому вопросу понятен любому, кто хоть раз побывал в Европе. То есть та среда, к которой ты привык и даже любишь, очень заметно отличается от той, куда ты попадаешь. Между прочим, в исторических городах Европы не так уж много озеленения. Но то, что есть, содержится  в идеальном состоянии. Поэтому, зеленые насаждения и несут ту функцию, которая на них возложена. У нас застройщики лишь сейчас начинают понимать, что привлекательность жилья - это не только удобные квартиры и местоположение дома, но и благоустройство вокруг него. К тому же, в новых районах, где идет высотная застройка, нагрузка на землю просто неимоверная. Качественной среды добиться довольно трудно.

 

От чего зависит комфорт?

Комфорт же зависит от качества исполнения работ по благоустройству, от применяемых материалов, от поддержания в хорошем состоянии того, что сделано. У нас благоустройство всегда было по остаточному принципу. Поэтому государственная программа «Формирование комфортной городской среды» - не то, что своевременна, но даже отстала лет на 20.  Как вы возможно знаете, она в первую очередь касается малых городов России. Там понятие о комфорте среды вообще отсутствует -  бюджетных денег хватает лишь на удовлетворительное состояние дорог.  Так вот, студенты нашей кафедры участвуют в этой программе, выполняя выпускные квалификационные работы на тему создания общественных пространств в городах Ленобласти. У них есть очень большой шанс претворить в жизнь эти проекты, поскольку между нашим университетом и правительством Ленобласти заключено соглашение. Студенты могут проявить себя, как вполне зрелые и готовые к профессиональной работе специалисты. К тому же, недавно был подписан  договор с администрацией города  Гдов Псковской области. Так что, в следующем году дипломные проекты будут посвящены уже гдовским пространствам.

Чего не хватает, на ваш взгляд, нашему современному городскому ландшафту?

Нам не хватает элементарных правильно решенных средовых элементов. Например, газон должен быть безопасным, недоступным для автомобильного транспорта. Не всегда наличие большого количества газонов в городе гарантирует «правильную»  экологию, определенный кофморт. А в каких-то определенных местах они даже и неуместны. Например, на Ленинском проспекте за проспектом Стачек, растительного слоя давно нет, его размесили машины. Кроме того, разделение пешеходных маршрутов от автомобильных решается зачастую установкой полусфер, подкрашенных в яркие цвета, или бетонных кашпо, которые без должного обслуживания превращаются в мусоросборники.

Есть мнение, что «избыток украшательства» может навредить Петербургу.  Насколько вы согласны с этим?

В России не так уж много городов-миллионников, а Петербург – это вообще город особый,  с большим  потенциалом. Любая работа по созданию комфортной среды  требует комплексного подхода. Спешка может привести к популистским решениям. Надо понимать, что городская среда - очень сложный организм, где какие-то небольшие изменения могут создать предпосылки для более глобальных. Во всем должно быть чувство меры и стиля. Не каждый специалист обладает этим качеством, а в архитектуре промахи такого рода наиболее очевидны.

Какие именно объекты вы бы назвали  такими  промахами?

Одной из  градостроительных ошибок я считаю район Ладожского вокзала. Все подходы к нему «забаррикадированы» торгово-развлекательными комплексами. Здесь даже озеленению нет места -  оно будет тут же снесено потоками людей.  Есть еще один интересный пример. Если ехать по Пулковскому шоссе и повернуть на Пушкин, то выезжая из тоннеля, можно заметить с правой стороны некий ландшафтно-облагороженный участок. Небольшие холмики, цветочные  инсталляции, деревья, площадки со скамейками. Вот только людей здесь нет и быть не может, потому что невозможно остановиться автомобилю,  нет пешеходного транзита, сюда можно попасть только, спустившись на парашюте.  Какой смысл в этой территории? Можно было просто привести ее в порядок, разбить газон. При этом, проехав немного вперед, мы видим очень достойное ландшафтное решение территории Экспофорума.

Что вы думаете о таком проекте, как Новая Голландия?

Интересные решения павильонов, непривычное применение материалов, новое функциональное наполнение исторических объектов, хорошая навигация, дают надежду, что при завершении всех строительных работ, город действительно обогатится современным и востребованным фрагментом городской среды. Сейчас все воспринимается фрагментарно, непонятно, что за этим дальше последует.  Остров уже стал довольно популярным местом, просто потому, что альтернативы  практически нет.

На что еще стоит обратить внимание проектировщикам? 

Одна из проблем – потенциал наших рек  и каналов. Мы  начали изучать этот вопрос в рамках магистерских программ. Ведь реки есть не только в исторической части города,  но и так называемых спальных районах. Они могли бы послужить площадками для появления современных дизайнерских решений,  улучшить условия проживания людей, придать  районам, где протекают,  определенный имидж.  Но такие проекты не должны быть фрагментарными, нужна цельная программа. Центральная часть города достаточно перегружена из-за потока туристов, нужно активнее заниматься спальными районами, создавать там привлекательные места отдыха для разных категорий населения. Тогда Петербург будет равномерно и плавно развиваться. Старую архитектуру необходимо сохранять,  многое  перестраивать. То, над чем можно и нужно работать, не уменьшается, а напротив – увеличивается.  Работы архитекторам хватит на столетия.

 

Елена Петровская

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.