Тони Кеттл: уникальные архитектурные решения кроются в самой природе

Природа становится источником вдохновения для самых ярких архитектурных объектов. О том, какие формы можно заимствовать в естественной среде и как преобразовать их в  произведения искусства, петербуржцам рассказал знаменитый британский архитектор Тони Кеттл в своей лекции «Природа в архитектуре», прошедшей в рамках выставки SPb 2103.
Природа и геометрия
Природные формы могут стать источником новых идей для архитектора, который ищет уникальные и нестандартные решения, считает Тони Кеттл. «Каждый архитектор старается думать иначе, чем большинство людей, думать интересно, - говорит архитектор. – И мне часто кажется, что решение проблемы кроется вокруг нас, в самой природе». По его словам, каждый цветок или другая природная структура уникальна, однако все они подчиняются тем же законам геометрии, что и произведения, созданные человеком.
Однако задача создателя проекта – не только черпать вдохновение в природе, но и взаимодействовать с ней при воплощении своего замысла в жизнь. Тони Кеттл подчёркивает, что для архитектора важно в каждом месте увидеть нечто уникальное, чтобы каждый объект и его окружение выглядели уместно и гармонично сочетались с ландшафтом.
В качестве примера такого гармоничного сочетания Тони Кеттл привёл проект нового здания Парламента Шотландии в Эдинбурге, в котором граница между зданием и окружающим его пространством практически стирается. При своих огромных размерах оно органично вписывается в окружающий ландшафт. При разработке интерьера архитектор вдохновлялся образом листьев, сквозь которые просвечивает солнце, поэтому внутреннее пространство здания получилось светлым и воздушным. Во всех помещениях, от зала заседаний до самых маленьких кабинетов, сочетаются ровные и криволинейные поверхности, что делает интерьер естественным и гармоничным.
Природа и культура
Природа подсказывает архитектору не только эстетические, но и инженерные решения. Одно из них – знаменитое Фолкеркское колесо, уникальный вращающийся судоподъемник,  соединяющий каналы Форт-Клайд и Юнион в Шотландии. Сооружение состоит из центральной оси длиной в 100 м и двух отстоящих друг от друга архитектурных элементов, напоминающих своими очертаниями кельтский двойной топор. В процессе работы колесо перемещает суда между каналами, поднимая и опуская две ёмкости, наполненные водой, грузоподъёмностью 300 т каждая. По словам Тони Кеттла, такую форму ему подсказали элемент хребта рыбы и гребной винт корабля.
Источником вдохновения для архитектора могут быть и элементы культуры той страны, где будет расположено будущее здание. Пример тому – работы Тони Кеттла в Арабских Эмиратах. Он рассказал, что мусульманам запрещено изображать человека, поэтому, создавая проекты для арабов, архитектор ориентировался прежде всего на традиционные геометрические орнаменты, каллиграфию, а также декоративное изображение цветов и различных растений. По словам Тони Кеттла, проект Информационного центра в Дубаи включает в себя мотивы традиционных палаток бедуинов и геометрические формы, размеры которых соответствуют ряду Фибоначчи: снова сочетание строгой науки и природы.
Природа и новизна
Говоря о своём опыте работы в России, Тони Кеттл рассказал о проекте петербургского многофункционального комплекса Лахта Центр. Источником вдохновения для создания самого высокого небоскрёба Европы послужила вода, которая может быть как текучей, так и твёрдой в виде льда.  Кроме того, архитектор ориентировался на те высотные доминанты, которые уже есть в Петербурге: шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора а также телебашню. «Телевизионная башня сама по себе интересна, - подчеркнул Тони Кеттл. – Она высокая, как Эйфелева башня в Париже».
Архитектор считает, что в Петербурге есть место для ярких новых проектов. Он напомнил слушателям, что Эйфелеву башню тоже сперва считали уродливой – а теперь это один из самых ярких символов Парижа. При этом в каждую эпоху шпиль имеет свой особый смысл. В XVIII веке высотные здания строились с религиозными целями, в XIX веке – с торговыми, в ХХ веке основным смыслом их создания была коммуникация. XXI век, по мнению Тони Кеттла, будет веком энергии. «Вдвойне символично, что Лахта Центр принадлежит одной из крупнейших энергетических компаний мира»,- отметил архитектор.
В основании Лахта Центра – сложная геометрическая конструкция из круга и пяти квадратов, которые при повороте вокруг своей оси превращаются в красивый цветок, рассказал Тони Кеттл. Если в основании американских небоскрёбов обычно лежит массивный квадрат, в основе европейских – крестообразная форма, то для Петербурга архитектор решил создать нечто более изящное, на основе звезды или цветка. Кроме того, именно при такой форме здания в помещения проникает больше всего солнечного света. Таким образом, «российский» небоскрёб использует лучшие стороны американского и европейского варианта.
Однако Лахта Центр – это не только башня, но и «лежачий небоскрёб» многофункционального центра. Создать переход высотного здания в «горизонтальное» и сочетание прямых линий с изгибами Тони Кеттла также вдохновил образ текучей воды. «Многофункциональный центр будет своего рода входными воротами, ярким зданием, которое будет встречать посетителей со стороны Финского залива», - пояснил архитектор. Создатели Лахта Центра постарались разработать единую функциональную композицию, которая гармонично вписывалась бы в панорамы берега Финского залива.

Екатерина Степанова
Фото: urbanrealm.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.