Тринадцать шагов к преобразованию набережной

Все больше городов хочет сделать свои набережные местами, полными жизни, куда хочется возвращаться. Эксперты Project For Public Space выделили несколько правил, которые помогут это сделать. Это не раз и навсегда установленные законы, а общие рекомендации, сформированные на основе тридцатидвухлетней работы по развитию набережных по всему миру. Эти идеи могут стать основой для любого проекта по превращению набережной в яркое общественное пространство и, если смотреть шире, для оживления самого города.
Общественные цели – в первую очередь
Создатели самых успешных проектов набережных заботятся в первую очередь об общественном развитии, а не о краткосрочной финансовой выгоде. Набережная должна быть общественным достоянием – в этой идее залог успеха проекта. Тогда живущие рядом горожане смогут участвовать в её благоустройстве и в итоге будут гордиться новой набережной, считая её по-настоящему своей.
Создать общедоступную концепцию проекта
В отличие от мастер-плана, концепция не вписывает проект в предписанные рамки. Это способ рассказать людям о целях и ценностях проекта, создать условия для того, чтоб горожане мыслили широко, совершали самостоятельные прорывы и открывали для себя новые возможности набережной. Поскольку концепцию легко изменить и реализовать постепенно, понемногу экспериментируя, она становится всё более смелой, поскольку люди начинают верить в свою способность преобразовать территорию набережной.
Развивать центры притяжения. «Сила десяти»
Project For Public Space выяснил, что эффективный способ структурировать концепцию преобразования – поставить цель создать десять ярких мест вдоль всей набережной. Эту идею её создатели назвали «Сила десяти». Сосредоточенность на десяти центрах притяжения, а не на «открытых пространствах» или парках, позволяет общественным инициативам укрепиться. Когда десять точек развития определены, жители окрестных домов, предприниматели и общественные организации определят, что именно они хотят видеть в каждой точке. В идеале, в каждом центре притяжения должно быть десять различных направлений развития, что создаёт условия для разнообразной и многоуровневой деятельности, ни один из которых не доминирует над другими.
Этот процесс бесконечен, так что надежды всех участников проекта могут стать реальностью. Однако этого не случится, если целью проекта станет, к примеру, строительство парка, что может уменьшить число возможных направлений развития, так что даже лучшие идеи не будут воплощены.
Создать связь между точками развития
Следующая идея, о которой стоит задуматься – то, что все десять точек развития должны вписываться в концепцию набережной в целом. Суть в том, чтобы создать некую непрерывность, особенно для пешеходов. Пешеходная набережная, вдоль которой расположены разнообразные объекты, успешно свяжет точки развития, так что каждая из них усилит другие. Создание этих связей – увлекательная задача, которая подразумевает несколько функций, например, жильё, парки, развлечения, торговлю, и взаимодействие нескольких партнеров: например, структур администрации и местного бизнеса.
Создавать связи означает также привлечение на набережную пешеходов и велосипедистов, но не автомобилей. Один из лучших примеров такой связи – парк Эспланада в Хельсинки, который идёт от центра города к воде. Живописная дорога, окаймленная деревьями и цветами, выходит на широкую площадь с видом на гавань. Таким образом, получается приятная прогулка к главному месту набережной.
Оптимизация доступности
Важно, чтобы набережная была доступна для как можно большего количества людей. Важно помнить об идее непрерывности: она чрезвычайно важна. Постоянно доступная набережная – это гораздо более привлекательное общественное пространство, чем набережная с ограниченным доступом. Даже небольшие недоступные участки существенно снижают её привлекательность. К примеру, на California's Balboa Island, расположенном недалеко от побережья Ньюпорт-Бич, кто угодно, а не только собственники, могут подойти к воде по всей длине берега.
Доступность подразумевает также множество вариантов взаимодействия с водой. Люди могут купаться, отдыхать и устраивать пикники на берегу, кататься на лодках или кормить уток. Если возможности дотронуться до воды нет, необходимо предусмотреть рядом альтернативный вариант – например, фонтан, игровую площадку с разбрызгивателями или бассейн, который плавает у берега. Такие бассейны, например, используют на Сене возле парижских пляжей.
Новая концепция развития должна соответствовать видению горожан
Когда создатели проекта реновации набережной основываются в первую очередь на мнении горожан, нововведения могут быть адаптированы для достижения общих целей и удовлетворения ожиданий общества. Набережные – слишком ценный городской ресурс, чтобы позволить девелоперам самостоятельно задавать направление их развития. Это не значит, что частных девелоперов нужно вообще не допускать до подобных проектов, напротив, для создания будущей благоприятной среды они необходимы. Но что бы ни было создано на набережной, оно должно соответствовать целям всего городского сообщества, а не противоречить им. И, конечно, девелоперские компании никогда не должны вторгаться в пешеходные маршруты, так что парковки и прочая инфраструктура для автомобилей на набережной будет неуместна.
Набережная должна жить 24 часа в сутки
Рядом с крупными набережными нет доминирующей жилой застройки. Почему? Потому что это места, где люди проводят время и днём, и ночью. На набережных проводятся праздники, ярмарки, концерты, фейерверки и другие шумные мероприятия. Высокая концентрация жилья в непосредственной близости ограничивает использование набережных. Кроме того, появляются группы противников круглосуточного использования этой территории.
Между объектами на набережной – парки, а не другие объекты
 В то же время, парки не должны быть смыслом существования всей набережной. Пассивное открытое пространство смягчает её внутреннюю активность, особенно заметную в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Ванкувер или Торонто, которые слишком полагаются на озеленение набережных, пренебрегая мультифункциональностью, которая привлекает туда людей по различным поводам и в разное время. В самых лучших набережных мира парки – лишь связующее звено между различными объектами. Этой выигрышной стратегии придерживаются Хельсинки, Стокгольм, Сидней и Балтимор.
Запланировать и создать здания, которые будут взаимодействовать с общественным пространством
Каждое здание на набережной должно усиливать активность окружающих его общественных пространств. В случае успеха, мы получим идеальное сочетание коммерческих и общественных функций. Многоквартирные жилые дома с коммерческими объектами на первых этажах не всегда уместны на берегах рек, озёр и морей. В большом количестве они создают своего рода стену, которая и физически, и психологически отделяют набережную от прилегающих кварталов.
Поддержка различных видов транспорта и ограничение автомобильного движения
Набережные становятся гораздо более привлекательными, когда до них можно добраться не только на автомобиле. В Сиднее, Стокгольме, Венеции, Хельсинки и Гонконге люди приезжают на набережные как по морю, так и по суше. Пешеходная и велосипедная доступность также важна, на многих из лучших набережных мира есть пешеходные и велосипедные дорожки. Людям комфортнее, когда рядом нет машин и парковок, и территория набережной развивается более активно. Исключением из правил могут быть только автомобили доставки для местных торговых точек.
В каждой точке активности должны быть сезонные мероприятия
Дождь или холод для набережной – не причина пустовать. На многих побережьях часто бывает холодный ветер и серое небо. Планируя набережную, нужно учитывать дождливые дни и зиму, так что объекты социальной инфраструктуры должны служить укрытием от ненастья. Набережные, где жизнь не замирает круглый год, более прибыльны из-за высокой посещаемости.
Строить знаковые мультифункциональные объекты
Знаковые яркие объекты могут быть стимулом для развития набережной, если они многофункциональны. Пример тому – построенная на набережной Ратуша в Стокгольме. Вокруг неё расположены площадь, парк и дворы, она отгораживает пирс, откуда отчаливают экскурсионные корабли. На самом деле, Ратуша – больше, чем монофункциональный знаковый объект, это хороший сосед с сильным чувством места. Современным знаковым объектам стоит стремиться к такой же гибкости и популярности.
Управление, управление, управление
Постоянное управление чрезвычайно важно для проектов развития набережных и поддержания разнообразной активности в течение всего года. Набережным подходит модель, при которой бизнес платит дополнительный налог, спонсируя таким образом развитие  территории. Эта модель успешно использовалась во многих центральных районах городов. Она позволяет наладить партнерские отношения между предприятиями и организациями, расположенными на набережной, так что постоянные и временные проекты, такие, как выставки художников или выступления музыкантов, позволяют сформировать уникальный облик территории.
Перевод: Степанова Екатерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.