В Петербурге молодые архитекторы вызывали Дух места

Три дня четыре команды молодых профессионалов  трудились на бывшей территории завода «Севкабель». Участникам предлагалось создать из дерева объект, который выразит дух этого места, он же – Genus Loci. Так же лаконично назывался и воркшоп, мастер-класс, организованный в рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге.

Добраться до моря
Добраться до Севкабеля, если конечно не живешь где-то поблизости, непросто. Почему  именно здесь решено было  сделать воркшоп, объяснила его организатор с российской стороны, руководитель студии Art4City Александра Ненько.
«Мы выбрали «Порт Севкабель» как новое перспективное развивающееся творческое пространство. Оно совмещает в себе несколько важных характеристик: здесь все еще находится в процессе изменений, поэтому пространство не наполнено акцентами. Их мы и попытались расставить с помощью наших инсталляций. Есть выход к воде - что крайне важно для Петербурга и с чем нам хочется работать как урбанистам, развивая ватерфронт с помощью архитектурных решений».
Нашей собеседнице интересна  и тема арт-ревитализации бывших промышленных территорий – что вполне логично.  К тому же, место, это  частное, а значит, не требует дополнительных согласований на установку арт-объектов.
Так почему же в качестве темы было выбрано такое непростое культурологическое понятие, как Genius Loci?

Понятие  «Genius loci»  («дух места», гений места, его ангел-хранитель)  известно  с античности,  его связывают с Древним Римом.   Этот концепт применяется  в разных сферах знания, но прикладное его  значение  связано именно с постижением архитектурного стиля города. Согласно ему, здание не существует вне места. При этом само  место  обладает индивидуальным характером, духом, который можно только почувствовать, уловить на иррациональном уровне.


«Гений места - это важное, но часто забываемое и игнорируемое в архитектурных проектах измерение городского пространства, собирательный образ живых городских мест, наполненных атмосферой, характером, уникальной историей и контекстом. Обращаясь к этому понятию, мы хотели подчеркнуть фокус нашего воркшопа на создании контекстуальных архитектурных инсталляций, которые отражают местный колорит и помогают актуализировать смыслы и эмоции, присущие этому месту», –  объяснила Александра Ненько.
Глядя на соседей
Освоение бывших производственных площадей и замещение их творческими кластерами  давно идет в Петербурге.  Взять хотя бы лофт-проект «Этажи», расположенный в здании Смольнинского хлебозавода, «Ткачи» в здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова  или «Люмьер-холл» в бывшем газгольдере.
Что касается зарубежного опыта, то совсем недалеко от Петербурга, в Хельсинки тоже есть  креативное  общественное пространство на месте бывшей кабельной фабрики, а в Амстердаме под те же цели переделали местную верфь.  Как с гордостью пишут организаторы на сайте, эти проекты стали «городом в городе».

Франция, Париж
Парк Андре-Ситроена
Находится в плотном окружении жилых кварталов на месте бывшей территории автомобильного предприятия «Ситроен»  (Citroën)
Экопарк на месте завода «Renault»
Там, где раньше работал завод по производству автомобилей «Рено» (Renault)появился новый экопарк. Остров Сегуинбыл превращен  в оазис природы с зелеными террасами, песчаными площадками, садами и набережными.


Авторы других европейских проектов оживления промзон сделали акцент на озеленение и  ландшафтную архитектуру. В Берлине на территории бывшего заброшенного депо создали парк, аналогичные проекты есть  и в Париже  - на месте автомобильных заводов «Ситроен» и «Рено».

Швейцария, парк MFO
В помещении бывшего завода про производству двигателей впервые реализовалась идея развития парка по вертикали. Четерехуровневое пространство для отдыха на зеленых «этажах», включая площадку на крыше, позволяют проводить здесь концерты и показывать кинофильмы. Растительность наполняет  весь металлический каркас, воссоздающий очертания и габариты бывшего заводского строения.


Сплошной блиц
Свои объекты в ходе воркшопа готовили четыре команды, состоящие из архитекторов, дизайнеров, социологов и других специалистов, без которых, как утверждают, такой проект не сделаешь. При отборе претендентов ориентировались на мотивационные письма, причем, заявок оказалось настолько много, что конкурс получился приличный  -  три человека на место.
Первый день был посвящен знакомству участников друг с другом, со своими кураторами и самой территорией. О том, как же воплощать тот самый дух места, рассказали, подкрепив теорию примерами из зарубежной практики, приглашенные из Германии исследователи -  Микаэла Бюзенкель и Грейс Эуна Ким.
Разработка концепций, создание эскизов и  макетов заняла весь второй день  до позднего вечера. И только утром третьего дня в воскресенье началась работа с деревом для воплощения задуманного. Времени – минимум, все в режиме блиц. Хорошая тренировка мозгового штурма и скорости принятия решений. Затем, уже  вечером, состоялись презентации  готовых проектов, после чего жюри отправилось на места их установки, чтобы все оценить воочию.
На пути к набережной невдалеке от входа нас встречает столб размером с небольшое дерево. Это, по задумке авторов,  разорванный, но еще не раскрывшийся кабель с цветными проводами внутри. Чуть дальше – такой же, чуть более раскрытый.  Третье воплощение кабеля мы видим уже на набережной. Участники воркшопа рассказали, что это система навигации для тех, кто в даже не в курсе, что рядом  есть набережная. Поэтому,  каждый из объектов можно использовать как основу для стрелочек, посланий  и табличек разного рода.
С философской точки зрения эта триада отражает три этапа жизни предприятия (которое кстати, работает, но сейчас находится не здесь). Раскрытие кабеля означает открытие промышленной территории для человека, становление ее как открытой и дружелюбной. Как выяснилось, даже цветные «провода» означают присутствие человека, стремление  его к чему-то лучшему.
Чуть поодаль от третьего кабеля, у самой кромки Залива стоит высоченный колодезный журавль. Собственно, он так и называется – «Журавль 2.40». Число означает расстояние до воды.  Как и положено, он снабжен жестяным ведром, и каждый может им воспользоваться.
Третий объект ребята назвали «М-Порт» (Ментал порт).  Это куб для созерцания и медитирования, для прочувствования атмосферы места, находится  на высоте 1.80 от земли. На него предлагается влезать предлагается по лестнице-стремянке. Как выяснилось, куб вмещает даже двоих человек.
Четвертая команда задумалась о навигации с моря, блеснув эрудицией по поводу планов соединение этого берега и Новой Голландии. Ее проект под лаконичным названием «Севкабель» по концепции представляет собой визуальное воплощение  этого слова в виде букв из дерева, инсталлированных в одну из ниш производственного здания. Причем, с подсветкой, так что, должно стать своеобразным маяком. И с платформой в основании, которая может служить скамейкой.  Все это призвано придавать чуть больше уюта самой набережной. Тут есть и двойной смысл, исходя из возможности двоякого ударения в слове. Но исходя из дефицита времени и материалов, решено было пока ограничится сокращенным вариантом.
Осмотрев все, жюри решило отдать пальму первенства «Журавлю», посчитав его наиболее подходящим по всем критериям и в полной мере отражающим тот самый «Дух места».
 Представительница победившей команды Анна Сущих пояснила, что все они познакомились только здесь, когда организаторы огласили состав. Сама она – специалист по транспортным потокам, работала вместе с архитекторами и социологами.
Основной посыл иронического характера – «Дать воду людям» - исходя из результатов соцопроса, проведенного в этой части острова. Люди отвечали, что хотели бы иметь возможность рыбачить.
«Кроме того, учитывая, что может объединить завод и порт? Это подъемные краны. Но поскольку кран мы не могли построить, то решили использовать механизм журавля», - поясняет победительница.
Все это время за происходящим наблюдали и зарубежные гости.
«Конечно это просто фантастика, что  участники смогли сделать за 2-3 дня. Работая в группах, вы должны активно принимать участие, предлагать свою концепцию. А во второй день  - делать все своими руками. И результаты этих усилий – они такие разнообразные!»  -  прокомментировала Микаэла Бюзенкель, архитектор,  член исследовательской группы «Городская этика» в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене.
Все созданные в эти дни объекты останутся на том же месте – заверили организаторы. Есть планы превратить Genus Loci в ежегодный питерский фестиваль контекстуальных инсталляций для общественных пространств.

 

Елена Петровская

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.