Художники: для стрит-арта всегда важен контекст

Объекты стрит-арта позволяют совершенно иначе взглянуть на городское пространство. Яркие, порой эпатажные работы придают знакомым улицам и зданиям новый смысл. Как видят город и своё место в нём сами создатели стрит-арта, порталу UrbanLook рассказали петербургский художник Стас Багс и художники анонимной арт-группировки «Курил Что».  Материал подготовлен при поддержке Петербургского Музея стрит-арта.

Изначально стрит-арт был искусством протеста. Сохранился ли этот протест до сих пор?
Стас Багс: Стрит-арт вышел из граффити, которое было не сильно против чего-то. Сейчас часто стрит-арт используют как метод и как технику люди, вышедшие из другой среды, продвигая свои интересы.
Курил Что: Сам протест в том виде, каком был, наверное, не сохранился. Этот протест трансформировался в множество разных микропротестов. Я не могу сказать, что сейчас все уличные художники протестуют против чего-то одного. Для каждого художника искусство — это свой путь. Кто-то рисует для «завоевания» пространства, кто-то потому, что хочет быть замеченным, кто-то потому, что пришла офигенная идея рисунка на улице и т. д. Я думаю, что это индивидуально.
Смотря что понимать под стрит-артом изначально. Если рассматривать современный этап развития уличного искусства, а именно 20-21 век, то первый опыт работы художников с городским пространством, да и в принципе интерес к нему, был связан с желанием освободиться от диктатуры больших институций – галерей, музеев – и создавать независимые проекты, находящиеся как можно ближе к зрителю – жителю города. Также в России революционного периода интересен пример участия художников в подготовке к парадам, праздникам. Лучшие мастера своего времени создавали большие инсталляции и росписи, приуроченные к таким мероприятиям. Более поздний опыт выхода в город с творческими проектами также связан с протестом – это и события во Франции конца 60-х годов, известные как «Красный май», и «Берлинская стена», ставшая местом, где каждый – с западной стороны – мог выразить свою позицию. Да и феномен граффити, зародившийся в Нью-Йорке начала 70-х, также был протестным движением. Возможно, неосознанным. Фактически, новая молодежная культура ставила себя в оппозицию благополучию центра и сложившемуся укладу жизни. Поэтому если рассматривать уличное искусство в 20 веке – оно, безусловно, связано с протестом.
Что касается протеста сегодня, то во многом протестная составляющая уличного искусства сейчас утрачена. Это связано прежде всего  с легитимизацией уличного искусства. На сегодняшний день большая часть проектов в городской среде появляются легально и, соответственно, чаще всего выполняют декоративные функции, являются инструментом изменения среды. А если это инструмент, то есть те, кто им пользуется. По большей части это организации, так или иначе получающие  финансирование из государственных или частных структур. Поэтому в условиях существования заказчика говорить о независимости и протесте в проектах, к сожалению, не приходится.


Автор: группа "Курил Что"

Как художник выбирает для себя площадку? На что он смотрит прежде всего?
Стас Багс: Для уличного искусства контекст всегда важен. Я, например, всегда отталкиваюсь от контекста.
Курил Что: Мне тяжело обобщать так всех уличных художников. Но в целом, место для работы выбирается исходя из идеи работы. Представьте, если бы работа арт-группировки «Война» «Х*й в плену у ФСБ» была бы сделана где-то в Купчино на мусорном баке. Думаю, что работа бы не получила премию «Инновация».
Стрит-арт позволяет придать новый смысл привычным городским объектам и территориям? Не могли бы вы привести пример наиболее удачного создания такого нового смысла (из ваших или чужих работ)? Как и за счёт чего это удалось?
Стас Багс: Я чаще вижу, как стрит-арт показывает, что данное здание или территория нуждается в реставрации.
 
Как вы думаете, должны ли сейчас все объекты стрит-арта согласовываться с властями - или ещё осталось место для своеволия и хулиганства?
Стас Багс: Если мы говорим о понятии “стрит-арт”, то согласование неуместно и губительно для высказывания. А если вы подразумеваете другие виды искусства на улице, такие, как паблик-арт, мурал или скульптура в общественном пространстве, то они должны быть согласованы и вписаны в контекст.
Курил Что: По закону должны согласовываться все объекты стрит-арта. Места для хулиганства много, но до первой патрульной машины.

Автор: Стас Багс
Какое место, по вашему мнению, займёт стрит-арт в городе будущего?
Стас Багс: К сожалению, весь стрит-арт эксплуатируется галереями и продается. Я надеюсь, стрит-арт будет свободным и анонимным.
Курил Что: С появлением новых технологий стрит-арт меняется. Я знаю, что уже существуют принтеры, которые печатают изображение на стенах практически любого размера. Художнику приходится осваивать программы и рисовать на компьютере или планшете, постепенно отходя от своего скрипучего мольберта. Но это опять-таки не для всех. В мире существует много гениальных художников-старообрядцев в беретах, которые пишут исключительно маслом.
Ещё несколько слов о городе и городской среде будущего. Какими вы их себе представляете?
Стас Багс: Живя в России сложно говорить о городе будущего, когда ты живешь в реалиях сегодняшнего, где город даже не может справиться с сосулями.
Курил Что: Думаю, что машины будут всё более зализанные, а так всё останется таким же. До тех пор, пока нас опять не смоет каким-нибудь потопом.

Интервью брала Екатерина Степанова
На фото работа Стаса Багс

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.