Жизнь и смерть креативных пространств Петербурга

Креативная экономика набирает обороты.  Каждый год открывается множество коворкингов, событийных пространств, кластеров, сочетающих в себе самые разные функции и возможности. Эксперты Лаборатории качества городской жизни Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО  провели исследование, которое так и озаглавили: «Жизнь и смерть креативных пространств Санкт-Петербурга». К каким выводам удалось прийти, как видят развитие этой сферы специалисты и чиновники, узнал корреспондент Urban Look.

На все вкусы

База петербургских исследователей насчитывает 183 городских креативных пространства. В нее  входят коворкинги и антикафе, частные художественные галереи и музеи, арт-кафе, различные событийные площадки и креативные кластеры. Сознательно не учитывались музыкальные клубы, кофейни, бары и т.п. Также не рассматривались музеи, театры, библиотеки и другие учреждения культуры, финансируемые государством.

«Креативное пространство — место, где сосредоточена деятельность творческих профессионалов, - поясняют авторы исследования. - Стиль жизни креативного класса выражается в совмещении работы и досуга и стремлении к совершенному культурному потреблению. В креативных пространствах происходит полный цикл креативного производства: и креативная рабочая деятельность, и креативный «нетворкинг» — заключение сделок, PR мероприятия, и креативный досуг».

Действительно, с некоторых пор жизнь современного активного горожанина заметно изменилась. Любители психологии или риторики обычно знают, как попасть на нужный им тренинг, ценители просветительских лекций, настольных командных игр, экскурсий, выставок, киноманы и меломаны также руководствуются своей афишей. Желающие всегда могут узнать,  куда пойти на ярмарку, где проходит мастер-класс по живописи и к кому лучше записаться на йогу.

Конкуренция огромна: по данным исследователей, с 2013 года по сегодняшний день – кроме 2016 года, когда грянул кризис – в Петербурге открывалось около 20 новых креативных пространств.  Первопроходцами стали Арт-центр “Пушкинская 10" в 1989  и галерея «Борей» в 1991 году. Затем последовало затишье, и следующий этап развития таких пространств пришелся уже на начало двухтысячных. Но далеко не всем им суждено было работать долго и счастливо.

Секреты долгожителей

Так, согласно исследованию, наиболее стойкими по продолжительности жизни оказываются музеи современного искусства, их средний возраст около 12 лет. Здесь с большим отрывом лидирует «Пушкинская, 10» (29 лет) и “Про Арте” (19 лет).

У арт-галерей и арт-кафе век не настолько долог - в среднем он составляет 5 лет. Впрочем, «Борей» развивается уже 27 лет, «Галерея эспериментального звука» — 19 лет, а знаменитое  возрожденное арт-кафе «Бродячая собака», принимает гостей 17 лет. Однако без учета этих рекордсменов срок жизни арт-кафе намного меньше - 3,6 лет.

Кластеры, такие, как  «Ткачи», лофт-проект «Этажи», «Дом Бенуа» в среднем существуют лишь около 3,8 лет.

Антикафе или тайм-кафе, где расходы посетителя определяются проведённым временем, а не стоимостью еды, функционируют уже чуть дольше - 3,9 лет.

Коворкинги для тех, кто трудится на себя или проект, но не имеет своего офиса, функционируют в лишь в пределах двух лет. Хотя, и здесь есть свои долгожители, которым сейчас уже по 7 лет.

Организатор креативного пространства напрямую влияет на срок его жизни. Эксперты поделили всех учредителей на три категории: «Инициативная группа», «Бизнес» и  «Управляющая компания». Если с первой все понятно, то вторую составляют владельцы производств, которым интересно расширение функций или монетизация своих пустующих площадей. Управляющих компаний такого рода совсем немного, но каждая из них может развивать целый ряд принадлежащих ей пространств. Встречаются и смешанные формы собственности. Так или иначе, разложив все по полочкам, эксперты Лаборатории качества городской среды пришли к неутешительному выводу: в 60% случаев умирают те креативные пространства, которые основаны инициативными группами, не имеющими поддержки бизнеса, государства и не обладающих профессиональными компетенциями управляющих компаний.

Голос власти

Интерес администрации Петербурга к креативным пространствам очень высок. Чиновники уже давно заявляли о необходимости принятия регионального закона и создания Фонда креативных пространств Санкт-Петербурга. Если арендодателем пространства будет город, то арендаторы смогут рассчитывать на значительные льготы. Ставку аренды планируется рассчитывать исходя из коэффициента социальной значимости. Такая схема существовала и раньше, но поправки, касающиеся креативных пространств, в закон от 2005 года внесли и утвердили совсем недавно, в марте.

Время от времени в Смольном проводятся конференции и совещания, рассматривающие креативные объекты с точки зрения туристической и инвестиционной привлекательности. Чиновники администрации рассматривают и зарубежный опыт. По данным, озвученным в докладе на одном из заседаний Совета по инвестициям, в Петербурге выделяется два вида возможных креативных пространств. Первый - небольшие территории или объекты в центре города, которые планируется сдавать в аренду. Второй – крупные объекты в «сером поясе», которые будут развиваться комплексно по принципу «работать и отдыхать» и давать импульс развитию прилегающих территорий.

Как подчеркивает глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, развитие креативных кластеров – это еще и поддержка сохранения объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Вглубь и вдаль

«Востребованность формата креативных пространств в России в целом и в Петербурге в частности, находится в русле общемировой тенденции. Хотя, безусловно, в Западной Европе и США подобного рода пространства появились на несколько десятилетий раньше» - отмечает независимый культуролог и организатор культурных событий Глеб Фирсов.

Причин тому он видит несколько. Во-первых, на авансцену вышло новое поколение, отличающееся свободой мышления и творческой инициативой. Появилось большое количество фрилансеров со свободным графиком работы. Во-вторых, в Петербурге и других городах России образовалось большое количество полузаброшенных и почти неиспользуемых помещений промышленного, военного, культурного, научного и образовательного назначения. При этом сами креативные сообщества способны быстро приспособить эти помещения под свои нужды. В-третьих, существует определённая мода на меценатство, что даёт возможность существовать ряду частных галерей и музеев. Не последнюю роль играет и возросшая мобильность населения, и активность турпотока.

Проблемы креативных пространств – обратная сторона их преимуществ. В числе основных трудностей – высокая плотность культурных событий и площадок, которая распыляет целевую аудиторию.

«Многие организации такого рода живут на добровольные пожертвования, что не всегда позволяет покрыть расходы даже на минимальную аренду. Часть из них время от времени прекращает свое существование, даже имея неплохую репутацию и высокую популярность у целевой аудитории, ядро которой составляет молодёжь – констатирует Фирсов.

Наш собеседник также  отметил, что перспективы креативных пространств связаны не столько с потенциалом конкретного формата, сколько с их способностью постоянно расширять целевую аудиторию, осуществлять эффективный финансовый менеджмент и привлекать дополнительные инвестиции из государственных и частных фондов.

Пока же популярность набирают коворкинги, а также антикафе.

«Это по сути те же коворкинги, но более молодежные, студенческие, тусовочные, без бизнес-составляющей – поясняет Александра Ненько, руководитель Лаборатории качества городской жизни. При этом есть коворкинг-проекты для уже раскрученных творческих стартапов».

Также по мнению Александры, в Петербурге могут распространиться коливинги - эта форма предполагает относительную публичность, но для своих, допущенных в круг.  Поясним, что это своего рода коммуналки со всеми удобствами и дополнительными бонусами в виде мастер-классов и обмена опытом. Предназначены они  для молодых обеспеченных профессионалов, нацеленных на продуктивную работу и нахождение в среде себе подобных. Такие пространства уже есть в Москве , Петербурге и других регионах.

Добавим, что такие проекты будут развиваться, пока есть  потребность в самореализации, качественном досуге и комфорте,  пока жив  тренд на развитие, расширение кругозора, получение новых знаний,  навыков и контактов.  Спрос, как известно рождает предложение.

Елена Петровская

Справка:

Креативные индустрии составляют сегодня около 3% мирового ВВП, они обеспечивают рабочими местами 29,5 млн человек. Творческие площадки вносят значительный вклад в экономику ведущих европейских стран. Так, в Великобритании  доля креативных индустрий в ВВП составляет 5%, (соразмерно доли всей строительной отрасли страны) . Во Франции – 4%, в Германии – 2,6%, в США – 3,2%, в Австралии – 3,1%.

Фото:

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.