Девять объектов-«рекордсменов» Петербурга: от классики до современности

«Визитной карточкой» городов с многовековой историей всё чаще становятся не только известные всему миру памятники старинной архитектуры, но и сравнительно новые объекты, построенные уже в XX-XXI веках. Так, Москву на фотографиях и в видеороликах легко узнать, увидев не только Кремль, но и бизнес-центр «Москва-Сити», а Лондон – по характерным очертаниям небоскрёба Мэри-Экс, известного также под прозвищем «Огурец».
«Есть разные мнения о комплексе «Москва-Сити» и о том, хорош он или плох с точки зрения архитектуры, - отмечает главный редактор портала design-union.ru Александр Линецкий. - Однако, по факту, во множестве новых фильмов и сериалов, в музыкальных клипах и рекламных роликах это место уже стало естественной и узнаваемой городской декорацией, на фоне которой происходит действие. Это работает на образ современного динамичного города».
Современные объекты не просто врезаются в память своими неповторимыми очертаниями, формируя «лицо» города. Они, наряду с известными всему миру историческими достопримечательностями, занимают почётные места в своего рода «книге рекордов»: если рассмотреть, к примеру, самую длинную улицу, самую широкую площадь, самый длинный мост и ряд других мест-«рекордсменов» Петербурга, то будет видно, что подавляющее большинство этих объектов построено в XX или даже в XXI веке. Чтобы наглядно проиллюстрировать это утверждение, рассмотрим девять наиболее выдающихся по своим масштабам архитектурных памятников Северной столицы, расположив их в хронологическом порядке. В список вошли как известные исторические достопримечательности, так и объекты советской и постсоветской эпохи.
ИнфоЛЦ. Рекорды Санкт-Петербурга
Самый широкий мост Петербурга – Синий мост
Синий мост через Мойку, соединяющий Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом, был построен в середине XVIII века. В литературе его часто называют «мост-площадь» или «мост-невидимка»: из-за огромной ширины в 97,3 метра он воспринимается как часть Исаакиевской площади. На данный момент Синий мост является самым широким мостом в мире.
Самая узкая улица Петербурга – улица Репина
Ширина улицы Репина, идущей от Румянцевского сада до Среднего проспекта Васильевского острова, составляет всего 5,6 метров. Это самый узкий из проездов Петербурга, имеющих статус улицы и собственное название. До недавнего времени улица Репина была единственным в городе местом, где сохранилось историческое мощение диабазом. Осенью 2015 года историческую брусчатку заменили при ремонте, однако в ноябре того же года было принято решение о восстановлении исторического облика улицы.
Самый короткий переулок Петербурга – Песковский переулок
Кроме своей длины – менее 30 метров – этот переулок, соединяющий площадь Восстания и 1-ю Советскую улицу, примечателен ещё и тем, что к нему не приписано ни одного здания. На западную сторону переулка выходит боковой фасад гостиницы «Октябрьская», адрес которой – 1-я Советская улица, дом 1. Своё название Песковский переулок получил в 1887 году.
Самая большая площадь Петербурга – Московская площадь
Московская площадь – около 13 га – одна из крупнейших в мире. Согласно Генплану 1938-1939 годов, она должна была стать основным местом парадов и других торжеств: планировалось, что окружающий её район станет новым административным центром Ленинграда. После Великой Отечественной Войны от планов переноса центра отказались, но строительство площади продолжилось. Своё название Московская площадь получила в 1968 году.
Самый длинный проспект Петербурга – проспект Обуховской обороны
Проспект длиной 11 км, на нескольких участках фактически становится набережной. Окончательно сформировался как единое целое после объединения нескольких проспектов в 1952 году. Затем в 1987 году к нему был присоединён участок до Караваевской улицы.
Самый длинный мост Петербурга – Большой Обуховский или Вантовый мост
Мост длиной 2884 метра, построенный в 2004-2007 годах, соединяет проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную. Это единственный неразводной мост через Неву: высота его пролётной части над поверхностью воды составляет 30 метров, что позволяет судам беспрепятственно проходить под мостом. Объект входит в число самых длинных мостов России.
Самая глубокая станция метро Петербурга – «Адмиралтейская»
Станция метро «Адмиралтейская», строительство которой продолжалось с 1992 по 2011 год, расположена на глубине 86 метров. На данный момент это самая глубокая станция метро в России и одна из самых глубоких в мире. Для того, чтобы попасть на платформу, нужно спуститься по двум эскалаторам длиной 125 и 30 метров. Такая большая глубина залегания обусловлена близостью Невы, которая могла бы подмыть станцию, если бы она находилась выше.
Самая большая объёмная картина Петербурга – фасад гостиницы Карелия
В декабре 2012 года фасад гостиницы «Карелия» был внесён в Книгу Рекордов Гиннесса как крупнейшая в мире трёхмерная картина. В рамках фестиваля Mural Art петербургские художники превратили здание в огромный чемодан. Площадь «полотна» составила 15 682 кв. м, на создание картины ушло около 10 000 литров краски.
Самое высокое здание Петербурга – многофункциональный комплекс «Лахта центр»
Строительство этого здания высотой 462 метра было начато в 2013 году, завершить его планируется в 2018 году. Петербургский небоскрёб, расположенный на берегу Финского залива, станет самым высоким зданием России и Европы. В проект комплекса, кроме офисных помещений, входят детский образовательный центр «Мир науки», планетарий, обзорная площадка, панорамный ресторан, многофункциональный кинозал, открытый амфитеатр и многие другие объекты.
Таким образом, три из перечисленных девяти «рекордсменов» Петербурга датируются XVIII-XIX веками, три – ХХ веком и три – XXI веком. Можно предположить, что и в других сферах соотношение рекордных объектов будет практически таким же. О том, что новые проекты начинают вытеснять признанную классику со знаковых мест, говорить пока рано, но стереотипные представления о Петербурге исключительно как о городе старинных архитектурных шедевров постепенно начинают меняться. «Ущемляя новую архитектуру, мы «консервируем» город в том виде, в котором он сформировался до нас, считает Александр Литинецкий. - Однако каждое поколение обязано оставить после себя собственное наследие». По мнению эксперта, современные архитектурные объекты станут своего рода овеществлённым портретом своего времени.

Фото: http://darisa.ru/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.