Креативные пространства: от центра к окраинам

Несмотря на консервативное отношение к новшествам, в последние годы Петербург переживает настоящий бум креативных пространств. Новые музеи, галереи, арт-площадки, антикафе – всё это привлекает горожан неожиданными, необычными и в то же время простыми решениями. «А что, так можно было?» - спрашивает петербуржец, узнав о модном общественном пространстве на месте старинного завода, и спешит за новыми яркими впечатлениями.
О том, как формируются современные креативные пространства, чем они интересны посетителям и чем выгодны собственникам, эксперты рассказали в ходе круглого стола «Креативный ландшафт города: кластеры, маршруты, аттракторы», прошедшего в рамках выставки «Мир архитектуры и дизайна».

Модно и недорого
Сейчас в Петербурге более 100 креативных пространств, их общая площадь составляет примерно 750 000 квадратных метров – такие данные привёл генеральный директор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков. Это как 1\4 высококлассного офисного рынка, если сравнивать креативные пространства с другими сегментами недвижимости. Классифицируя эти объекты, Николай Пашков выделил арт-пространства, музеи, концертные и театральные площадки, образовательные пространства и антикафе.
На данный момент большинство креативных пространств – в центре Петербурга или на территории «серого пояса». По данным, которые привёл эксперт, 36% из них расположены в Центральном районе города, 12% - в Петроградском и по 11% - в Василеостровском и Адмиралтейском районах.
Николай Пашков считает креативные пространства альтернативным путём сохранения исторических зданий с минимальными затратами. Обычный коммерческий девелопмент, по его словам, «не заточен» под сохранение старинных зданий: девелоперу проще всё снести и построить заново. А креативное пространство позволяет получить целый ряд интересных для публики коммерческих объектов, довольно быстро «раскручивается» и начинает приносить инвестору доход.
Креативные пространства дают городу и предпринимателям ещё целый ряд преимуществ, о которых нельзя забывать. Эксперт подчеркнул, что арендные ставки на территории креативных пространств ниже, чем в офисных и торговых центрах, что даёт возможности для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, они служат дополнительными точками притяжения для туристов, позитивно влияют на имидж окружающей территории и способствуют  выходу городских промышленных районов из депрессивного состояния. Не стоит недооценивать и влияние креативных пространств на творческую молодёжь: они создают среду, богатую возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования и реализации творческими людьми собственного видения города и мира.

Культурный полицентризм
Николай Пашков отметил, что Петербург пока моноцентричен, и большинство креативных пространств тяготеют к центру. Однако партнёр и директор по развитию управляющей компании Miles & Yards, куратор проекта «Севкабель Порт»  Алексей Онацко, давая комментарии порталу UrbanLook, заявил, что считает иначе. По его словам, уже существуют примеры общественных и креативных площадок, которые функционируют и активно развиваются за пределами центральных районов. В их числе, например, центр «Бенуа», «Арсенал» в Сестрорецке и QuartaRiata в Петергофе. Сейчас, по словам Алексея Онацко, существует тренд, согласно которому жителям больших городов полезно менять обстановку, на время покидая напряжённую городскую среду, так что загородные креативные пространства в ближайшем будущем могут быть очень популярны.
Аналогичная ситуация – с интересными площадками в различных районах города. В их числе, к примеру, Музей стрит-арта в Красногвардейском районе, ArtPlay на Охте или Дом культуры на Кировском заводе. Алексей Онацко считает, что в каждом районе города должно быть своё привлекательное общественное пространство по аналогии с советскими домами культуры. Свою лепту в культурную децентрализацию может внести и многофункциональный комплекс Лахта Центр в Приморском районе Петербурга, где будет создан целый ряд общедоступных объектов, включая планетарий в форме шара, высотную обзорную площадку и многое другое. «Я надеюсь, что они всё сделают правильно, - говорит Алексей Онацко. – Классно, что общественные пространства Лахта Центра будут доступны для города, а не только для работников Газпрома. Там обещают сделать смотровую площадку, набережную, ресторан, выставочные центры. Если всё это случится, будет отлично».

Креативное пространство как основа для диалога
Непростым и порой болезненным вопросом для креативных пространств остаётся государственная поддержка. По словам Николая Пашкова, в Европе роль государства в таких вопросах гораздо более активна, чем в России, и проекты креативных пространств целенаправленно поддерживаются. «У нас почему-то возобладал либерально-рыночный подход», - отметил эксперт.
Представитель компании «Среда комфорта» Светлана Данилова рассказала о совсем других ситуациях, возникающих при государственной поддержке креативных и общественных пространств. По её словам, нередки случаи, когда объект, который создавался и финансировался из госбюджета в рамках городской программы по созданию комфортной городской среды, оказывается ненужным и невостребованным, что создаёт дополнительную напряжённость.
Чтобы этого избежать, необходимо чувствовать потребности современных горожан при выборе архитектурных форм и функционала для общественных пространств. «Архитектор должен быть немного маркетологом», - отметила она. В противном случае возникают проекты, которые оказываются никому не нужны. «Средовой дизайн и архитектура – это инструмент диалога власти и общества», - говорит Светлана Данилова. По её мнению, через комплекс конкретных мер власть может угадать потребности населения и показать, что городская среда качественно трансформируется.
Степанова Екатерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.