Культура и бизнес: совмещение по-петербургски

Вместе с развитием городов растут и развиваются современные общественные пространства. Музеи перестают быть строгими хранилищами экспонатов под стеклом, а в библиотеках можно не только взять почитать книгу. О том, где, как и кем должны создаваться такие пространства, кому они полезны и кому выгодны, эксперты рассказали в ходе дискуссии «Гений места: бизнес или культура».

В городе-музее удобно гостить, но не жить
Сейчас меняется само потребление культуры, отметил президент Ассоциации выпускников СПбГУ  Андрей Якунин, рассказывая о проекте нового музея Достоевского в Кузнечном переулке. Именно поэтому в основе современного музейного проекта, по мнению эксперта, должны лежать новые принципы организации пространства. Музей должен представлять собой общественный культурно-просветительский объект, который развивается в соответствии с требованиями времени. Так, в будущем музее Достоевского планируется сохранить  мемориальную часть и при этом знакомить посетителей с наследием великого русского писателя, используя новейшие технические средства. Очень важным при этом стало расположение музея – там, где посетитель может в полной мере почувствовать атмосферу книг Достоевского.
Сейчас многие спорят, можно ли сочетать городское развитие и бизнес с неприкосновенностью культурного и архитектурного наследия. В качестве примера модератор дискуссии, главный дизайнер и основатель студии DESIGNIC Аня Саркисьянц привела Рим, где политика сохранения исторического центра города весьма жёсткая.  Андрей Якунин отметил, что те, кому нужен бизнес в Италии, поедут не в Рим, а, например, в Милан. В город-музей под открытым небом интересно ходить в качестве посетителей, но  жить там очень неудобно, отмечает эксперт.

Децентрализация и многофункциональность
Исторические районы Петербурга – общепризнанный культурный центр, притягивающий туристов и горожан. Однако концентрация общественных пространств и объектов культуры в центре может привести к обесцениванию новых районов на периферии города – как финансовому, так и психологическому. Уже сейчас в разговорах понятия «спальный район» и «гетто» почти стали синонимами. Как этого избежать?
Давая комментарий порталу UrbanLook о развитии общественных пространств за пределами исторического центра Петербурга, Андрей Якунин отметил, что новые точки притяжения могут формироваться в рамках проектов, ориентированных на создание комфортной городской среды. «В тех проектах, которые ориентированы на создание комфортной среды обитания – и покупатель ждёт этой среды и понимает, за что он платит больше – новые общественные пространства неминуемо будут формироваться», - считает Андрей Якунин. По его словам, сейчас многие крупные застройщики предусматривают в базовых планировках помещения для дошкольного образования, бассейны, центры досуга. Это показывает, что сегмент рынка, где покупатель заинтересован платить за качество среды, понемногу становится больше.
Многофункциональность и открытость стала международным трендом и для коммерческой недвижимости, включая штаб-квартиры крупнейших компаний. Петербургский пример этого тренда – многофункциональный комплекс Лахта Центр, около трети площадей которого отдано под общественные пространства, доступные для посетителей. «Что касается таких проектов с  общественными пространствами, как, например, Лахта Центр, то, если мы пойдём по Манхэттену, мы увидим, что во всех штаб-квартирах крупных корпораций как минимум первые два этажа – это общественные пространства, - говорит Андрей Якунин. - И Рокфеллер-центр, и Трамп-тауэр… Вы можете пройти практически по всем штаб-квартирам крупнейших банков и корпораций, и там везде будет пространство, открытое для горожан. Это зависит от того, как соответствующая корпорация позиционирует и видит себя в городе».
С важностью децентрализации культуры согласилась и заместитель директора ЦВЗ «Манеж» по развитию Анна Ялова. По её словам, это явление позволяет грамотно распределять потоки и грамотно вовлекать население периферийных кварталов в культурную жизнь. «Конечно, мы никогда не сможем заменить исторический и культурный центр города, но создавать центры, в которых жителям периферийных районов будет интересно, где они могут получить и культурный опыт, и исторические знания, и просто развлечения – это очень правильное и грамотное урбанистическое решение», - считает Анна Ялова.

Престижно, но невыгодно
О роли девелоперов в создании общественных пространств на основе объектов культурного наследия участникам дискуссии рассказал директор по маркетингу Группы RBI  Михаил Гущин. По его словам, извлечь прибыль из территории вокруг памятника культуры очень трудно; хорошо, если проект приблизится по выгоде к нулю, а не окажется убыточным.
Тем не менее, сохранение культурного наследия необходимо. У каждого памятника должен быть хозяин, благодаря которому памятник обретёт новую жизнь, считает Михаил Гущин, «отреставрировать и бросить» культурные объекты нельзя. Пример такого подхода – здание Левашовского хлебозавода, где компания RBI планирует создать общедоступное культурное пространство. Его ядром станет проект общественной просветительской организации «Дом культуры Льва Лурье». Сам Лев Лурье, известный петербургский историк и публицист, уже начал формирование будущей экспозиции, посвященной работе Левашовского хлебозавода во время блокады Ленинграда, и создание лекционной программы.
«Сейчас общественные пространства размещают с промышленных зданиях из-за их практически нулевой стоимости, - отметил Михаил Гущин, давая комментарии порталу UrbanLook. - Часто такие пространства существуют «за коммуналку», их арендаторы платят только для того, чтоб собственник не терял деньги. То есть, спрос есть, потребность есть – вопрос, на мой взгляд, только в экономической модели таких проектов. Как правило, общественные пространства позитивно влияют на городскую среду, это важный фактор её привлекательности».

Для горожан и с помощью горожан
О финской практике создания общественных пространств участникам мероприятия рассказала директор культурных проектов города Хельсинки Туула Хаависто на примере Helsinki Central Library Oodi – общедоступной и бесплатной открытой библиотеки в центре столицы. По замыслу авторов, проект должен воплощать принципиально новый подход к библиотечному пространству, где люди могут не только брать и читать книги, но и общаться, учиться и работать.  На территории библиотеки располагаются также кафе, комнаты для деловых встреч, помещения для лекций с интерактивными экранами, площадки для различных мастер-классов и многое другое. Туула Хаависто особо подчеркнула, что проект создавался с участием горожан, и жители Хельсинки сами решали, что хотят видеть в обновлённой библиотеке. В результате такого подхода посещаемость Oodi Library сейчас составляет приблизительно 2,5 миллиона человек в год.

Степанова Екатерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.