Культурное наследие: не только фон для фотосессий

Архитектурное наследие – не просто фон для фотосессий, а самостоятельные объекты, свидетельства истории, душа и лицо любого города. Эту идею постарались донести до зрителей участники фестиваля «НеФон», прошедшего на территории общественного пространства «Севкабель Порт». Что есть Петербург для каждого из нас? На что мы обращаем внимание, когда гуляем по историческому центру? Ответ на этот вопрос постарался найти для себя сам каждый из экспертов и гостей фестиваля.

Сохранять можно развивать
Сочетать сохранение культурного наследия и развитие города можно и нужно, считает заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов. По его словам, культура и культурное наследие и Петербурга – это способ для горожан идентифицировать себя как петербуржцев, сохранить свою историческую память и в то же время выделиться среди других людей, позиционировать себя. «В вопросах сохранения культурного наследия нет равнодушных людей», - отметил Алексей Михайлов.
Чиновник подчеркнул важность активного участия горожан в этом процессе. Напомним: одним из организаторов фестиваля стали создатели всероссийского волонтёрского молодёжного проекта «Культурный патруль», участники которого  проводят мониторинг состояния объектов истории и культуры различных городов, и реализуют совместные инициативы с городскими властями. По словам Алексея Михайлова, волонтёрское культурное движение в России пока только формируется, но сейчас все заинтересованные стороны стараются найти единый правильный путь и для волонтёрства, и для сохранения культурного наследия в целом.
О важности новых общественных организаций, которые занимаются охраной памятников, говорил и руководитель проекта «Открытый город», заместитель председателя Совета СПб ГО ВООПИиК Антон Иванов. «Мы вместе должны создать градозащитный архипелаг, тогда сложная материя сохранения культурного наследия получит новое развитие. Таким большим сообществом мы сможем что-то изменить».

Сохранение памятников становится интересным
Людям интересно быть причастными к охране культурного наследия, уверен руководитель Северо-Западного филиала Агентства по управлению памятниками истории и культуры Владимир Филановский. К примеру, субботники на даче Фаберже, организованные петербургскими волонтёрами, по его словам, регулярно посещают более 100 человек.
«Такое внимание к культурному наследию очень радует», - говорит Владимир Филановский, отметив, что в непростые времена, которые переживала Россия, культурное наследие часто никого не интересовало и не имело никакой ценности. Сейчас, по мнению эксперта, времена изменились. Разумеется, привести в удовлетворительное состояние сразу все памятники невозможно, но к этому надо стремиться, считает Владимир Филановский.

Особое наследие
На выставке «НеФОН» были представлены работы фотографов, которые стремились показать: вместо того, чтобы фотографироваться на фоне исторических зданий, можно сделать сами здания и их наиболее выразительные элементы главными героями произведений визуального искусства. Отдельная часть выставки была также посвящена реставрации Николо-Фёдоровской церкви Александро-Невской Лавры. Создатели отдельного стенда уделили внимание и истории памятника, и этапам реставрационного процесса, и финальному результату. «За каждым памятником нужно видеть все слои его истории, его бытования и весь труд, который был вложен в его создание, - отметил помощник наместника Александро-Невской Лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей Одинцов. -  В данном же случае, когда мы говорим об интерьере церкви, у нас добавляются и аксиологически-богословский, и историографический, и иконографический смыслы. Здесь мы сосредоточились именно на нелегком труде реставратора и на том, сколько нужно пройти и узнать о каждой картине, о каждой стене, о каждом архитектурном элементе для того, чтобы можно было перейти к следующему этапу — действенной физической реставрации».
Портал UrbanLook попросил заместителя председателя Совета СПб ГО ВООПИиК Антона Иванова рассказать о ещё одном виде культурного наследия, о котором в Петербурге часто не вспоминают – археологическом наследии. По словам эксперта, к нему должно быть особое отношение: это то, что мы не всегда видим, оно частично скрыто. Тем не менее, его потенциальное наличие всегда нужно иметь в виду при любых работах в таких мегаполисах, как Петербург, чтобы избежать в дальнейшем спорных ситуаций вроде той, что возникла на Охтинском мысу. «На территории Охтинского мыса, на наш взгляд, возможно зонирование и устройство на части территории своего рода музея под открытым небом, - считает Антон Иванов. - Ну а часть вполне можно отдать под какую-нибудь малоэтажную застройку. При желании можно подойти к этому грамотно, найти место сохранению исторических памятников и при этом выстроить коммерческую модель. На части территории вполне возможно коммерческое использование, мы это предлагали в экспертизах, которые выполняло Общество по охране памятников».

Больше, чем фото
Организаторы постарались сделать «НеФОН» чем-то большим, нежели просто фотовыставка. По словам руководителя петербургского регионального отделения всероссийского волонтёрского проекта  Светланы Гардт, они хотели рассказать посетителям о сохранении культурного наследия и помочь прикоснуться к этому процессу с помощью мастер-классов по реставрации изделий из камня, дерева и металла, а также восстановлению старых книг.  Интересной получилась и детская интерактивная программа: на мастер-классах дети учились работать с гипсом, отливая из него фигурки, попробовали себя в монументальной живописи, собирали пазлы, рисовали и раскрашивали петербургских грифонов, ангелов, сфинксов и львов.

Степанова Екатерина
Фото взято из официальной группы фестиваля ВКонтакте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.