Москвичи протестуют против многоэтажных гетто

Результаты конкурса Союза московских архитекторов на архитектурно-градостроительное и объемно-планировочное решение застройки на территории сельского поселения Ильинское, представленные 1 августа на выставке в Центральном Доме архитектора,  вызвали возмущение москвичей. Неудивительно: территория Ильинского, где реализуется проект крупного жилого комплекса «Мортонград», уже давно стала яблоком раздора между властями и местными жителями. Как и во многих других случаях, крупный строительный проект не обходится без протестов со стороны общественности.
«Опубликованы работы участников т.н. конкурса Союза московских архитекторов на архитектурно-градостроительное решение «Ильинское-Усово», сляпанные за две недели для прикрытия незаконного проекта МортонГрада, - пишут в Facebook активисты инициативной группы, протестующие против строительства жилого комплекса. – Поражает степень непроработанности проектов – «красивые картинки» в отрыве от реальности, без какого-либо анализа прилегающих территорий и их проблем».
Такая реакция горожан – следствие общего негативного отношения к проекту. Жители Красногорского района неоднократно указывали, что строительство «Мортонграда Ильинское-Усово» ведётся с нарушениями Градостроительного Кодекса со стороны застройщика и московской администрации: ГК «Мортон» планирует возвести 3 миллиона квадратных метров преимущественно  многоэтажного жилья, на территории сельского поселения, где, по нормативам градостроительного проектирования Московской области, запрещено строительство домов выше трех этажей.
Больше всего вопросов у горожан вызывает экологическая составляющая проекта, а также неясность ситуации с инженерным, социальным и транспортным обеспечением проекта. Дополнительные въезды и выезды на Новорижское шоссе рядом с «Мортонградом» пока не согласованы, а заявленное ГК «Мортон» расширение Ильинского шоссе до четырех полос будет возможно только после сноса домов и вырубки вековых деревьев – в том числе исторической липовой «Аллеи славы», высаженной в память о героях войны 1812 года.
Ключевую роль в транспортном обеспечении проекта будет, по официальной информации, играть надземная транспортная система «Стрела», однако её строительство планируется завершить в 2020 году, тогда как продажа квартир в новом «Мортонграде» начата уже в 2015.  Кроме того, как отмечают активисты инициативной группы, будущая  трасса проходит по существующим торговым центрам, объектам инфраструктуры и землям лесного фонда. Это дает основание предположить, что проект «Стрела» так и останется на бумаге. А пока дополнительные 50 тысяч пассажиров вынуждены будут пользоваться и без того перегруженной железнодорожной платформой «Красногорская».
Строительство жилья «в чистом поле», без привязки к существующим транспортным магистралям уже давно стало одной из основных проблем Подмосковья. Ещё один пример подобного отношения к будущим жильцам - строительство девяти 32-этажных башен ЖК «Тетрис» от компании «Садовое Кольцо» в Павшино, в наиболее проблемной транспортной точке, недавно одобренное Градостроительным советом Подмосковья во главе с губернатором.
Ситуация с социальной инфраструктурой будущих жилых районов также остаётся сложной. Не секрет, что Московская область — лидер по очередям в детские сады.  Некоторые застройщики пользуются этими трудностями, превращая обещания построить многочисленные и разнообразные социальные объекты в удачный маркетинговый ход. В таком случае привлекательная «социалка» попросту дорисовывается в проект, а после начала строительства про неё благополучно «забывают». Примеры реализации такого сценария – объекты в Южном Домодедове и Павшинской пойме. Главгосстройнадзор Подмосковья зафиксировал отсутствие запланированных социальных объектов в ряде крупных проектов в Звенигороде и Долгопрудном. С проблемой отсутствия детсадов, больниц и школ столкнулись также покупатели квартир в районе Новокуркино, который застраивает ГК ПИК: на месте обещанных социальных объектов застройщик начал возведение новых жилых домов. 10 июля в Москве состоялась акция протеста, в ходе которой жители Новокуркино заявили протест против превращения района в «каменный мешок».
При обсуждении развития Подмосковья слово «гетто» звучит всё чаще. Проблемы растут, как снежный ком: транспортные магистрали и инженерная инфраструктура не справляются с растущим количеством жильцов новых районов, а девелоперы предпочитают строить очередные многоэтажки вместо школ и детских садов, не задумываясь о возможных последствиях и о том, к какому социальному взрыву может привести подобный дисбаланс в обозримом будущем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.