Новая городская среда: пространство для экспериментов

Продуманные общественные и креативные пространства способны изменить окружающую территорию и вдохнуть новую жизнь в целый район. Но часто их организаторы опасаются экспериментировать и принимать нестандартные решения, так что новые площадки получаются одинаковыми. Какое общественное пространство будет привлекательным для горожан и туристов, и что нужно, чтоб его создать? На эти и другие вопросы эксперты постарались ответить в ходе дискуссии «Mixed use development. Общественное пространство», прошедшей в арт-пространстве ArtPlay.

Время постоянных изменений

«Мы потеряли смелость доверять креативные пространства художникам», - заявил директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин. Последствиями таких опасений, по его словам, становится появление все большего количества одинаковых пространств. Эксперт считает, что в проекты креативных пространств нужно вернуть рекламщиков: ведь именно они чаще всего генерируют новые идеи. Константин Гаранин напомнил участникам встречи, что именно представители рекламной сферы  во многом стали основоположниками самого сегмента общественных пространств, начав использовать пустующие здания в качестве рекламных площадок. «Меня вдохновляют общественные пространства, которые не боятся делать временные pop-up проекты, которые не боятся ошибаться, меняться и экспериментировать», - говорит эксперт в ответ на вопрос модератора дискуссии, директора по коммуникациям Лахта Центра Ольги Бузиной.

Туристы хотят быть местными

Общественные пространства – важнейшая часть туристической составляющей любого города, а особенно Петербурга – столицы российского туризма. Региональный директор по маркетингу итальянского девелоперского холдинга Domina в России Наталья Белякова считает, что туристы, приезжая в город, хотят хоть ненадолго почувствовать себя местными и стремятся в те места, которые посещают сами горожане. Отсюда рождается понятие neighborhood challenge – задача сделать общественное пространство привлекательным и для туристов, и для местных жителей, в идеале – мотивировать эти две группы сосуществовать и взаимодействовать друг с другом. «Мне нравятся общественные пространства, которые равно интересны горожанам и туристам», - заявила Наталья Белякова.

В числе таких пространств – новые объекты, которые откроются в многофункциональном комплексе Лахта Центр в Приморском районе Петербурга. «Наверное, об общественных пространствах Лахта Центра будет корректно говорить тогда, когда мы увидим проект полностью, - отметила Наталья Белякова, давая комментарий порталу UrbanLook. -  Но то, что больше 30% общей площади проекта займут общественные пространства – это хорошо и правильно. Приморский район давно нуждался в перезагрузке. В таком проекте обязательно должны быть общедоступные пространства для горожан, а не только рекорды по высоте и уникальным технологиям, и хорошо, что заказчик это понимает».

Музей на новый лад

Несмотря на современные тенденции в развитии общественных пространств, репутация Петербурга как города-музея остаётся неизменной. Тем не менее, саму идею музея, по мнению руководителя архитектурной студии STUDIO-MISHIN, автора концепции реконструкции Конюшенного ведомства Сергея Мишина, требуется переосмыслить. Музей должен быть живым пространством, а не «чёрным ящиком, где хранятся сокровища», считает архитектор.

Воплотить эту идею Сергей Мишин планирует в ходе реконструкции Конюшенного ведомства. Он планирует разместить на территории объекта крупнейший в России Музей современного искусства, не уступающий музею современного искусства в Риме авторства Захи Хадид или музею Гугенхайма в Бильбао. Сергей Мишин уверен, что реализовать такой масштабный проект лучше всего именно в здании Конюшенного ведомства, которое находится «в самом сердце культурной жизни Петербурга». При этом, как подчёркивает архитектор, строить что-то принципиально новое будет не нужно. «Все тексты города уже написаны, ничего сверх этого не нужно, - говорит он. - Поэтому мы пойдем не путем хирургического вмешательства в жизнь памятника, а легкой терапии». Эксперт считает, что при создании общественных пространств в Петербурге нужно делать очень аккуратные шаги, чтобы «жизнь заструилась в доселе мёртвой территории».

Функциональность и комфорт

Говоря о современных общественных пространствах, нужно помнить не только об эстетике и привлекательности, но и об удобстве. Это особенно актуально, когда общественное пространство – часть объекта с жизненно важными для горожан функциями. Примером такого комплексного объекта станет в ближайшем будущем аэропорт «Пулково», о реконструкции которого рассказала директор проектного офиса УК «Воздушные ворота Северной столицы» Наталья Сафронова. По её словам, самое сложное при проектировании общественных пространств в «Пулково» – обеспечить удобство огромного количества людей: поток пассажиров аэропорта составляет более 3000 человек в час. Программа развития «Пулково» реализовывается поэтапно, сейчас «Воздушные ворота Северной столицы» и городская администрация совместно решают, каким будет аэропорт до 2035 года.

Напомним:  вторая очередь модернизации «Пулково» входит в единый план развития аэропорта до 2039 года, принятый более восьми лет назад.  В рамках первой очереди в период с 2010 по 2014 годы было построено здание  централизованного пассажирского терминала и северной посадочной галереи общей площадью 105 600 м², а также крытая автостоянка, гостиница, деловой центр и ряд других объектов. В результате реконструкции  по итогам 2018 года аэропорт «Пулково» стал обладателем национальной авиационной премии «Крылья России» и дипломантом в номинации «Аэропорт года в группе 1 (более 15 млн пассажиров в год)». Кроме того, в 2018 году управляющая компания аэропорта «Пулково» «Воздушные Ворота Северной Столицы» получила премию всероссийского конкурса «Создавая будущее» за лучший проект поддержки талантов в области культуры и искусства в номинации «Арт-мастерская» за продвижение современной живописи в сотрудничестве с петербургскими художниками. В феврале 2019 года аэропорт «Пулково» стал победителем пятой национальной премии «Воздушные Ворота России» и был признан самым комфортным среди всех российских аэропортов.

Степанова Екатерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.