Петербург: город и памятник под охраной ЮНЕСКО

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников – один из первых примеров включения в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО не отдельных памятников культуры, а огромного природного ландшафта. В число охраняемых объектов водят не только центральные районы города, но и, к примеру, Линдуловская роща, крепость Орешек на Ладоге, Зелёный Пояс Славы, Сестрорецкий оружейный завод, форты Кронштадта, Пулковская обсерватория  и многое другое. О том, что представляет собой список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО и как формировались отношения администрации Петербурга и всемирной организации, занимающейся вопросами образования, науки и культуры, рассказала искусствовед, архитектор-реставратор, член ИКОМОС, начальник сектора сохранения исторической среды КГИОП Виктория Пушкина в ходе лекции «Санкт-Петербург в системе объектов всемирного наследия», прошедшей в библиотеке «Ржевская».

От объекта к ландшафту
Российские правила сохранения объектов культурного наследия прописаны в 73 Федеральном законе, согласно которому охране подлежат памятники, ансамбли и достопримечательные места. Такая классификация во многом совпадает с выделением предметов охраны, принятым в Конвенции ЮНЕСКО об охране природного и культурного наследия 1972 года.
По словам Виктории Пушкиной, на территории Санкт-Петербурга располагается порядка 9000 объектов культурного наследия. Эксперт рассказала, что в начале становления науки об охране памятников специалисты придерживались «пообъектного» подхода к их сохранению. Однако в течение ХХ века всё более популярной становилась идея, что ценность памятника выше, если он сохраняется в исторической среде, как природной, так и созданной людьми. Специалисты сосредоточились на сохранении старинных городов в целом. В 2000 году была выпущена европейская Конвенция о ландшафтах, где утверждалось, что именно ландшафт «способствует формированию местной культуры и что он является базовым компонентом европейского природного и культурного наследия, вносящим вклад в благосостояние людей и укрепление европейской идентичности».

Трудно быть универсальным
Ключевые решения по вопросам сохранения культурного наследия были приняты после Первой и Второй мировых войн: люди осознали, что они могут потерять. Становилось ясно, что нужны правила обращения с культурными ценностями, которым должны следовать все. Организация ЮНЕСКО была создана в 1945 году, и ключевым понятием в её деятельности стала «выдающаяся универсальная ценность», то есть, значимость охраняемого объекта для всего человечества, ценность, выходящая за пределы национальных границ.
Во время номинации каждый объект, претендующий на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, оценивают по десяти критериям. К примеру, он должен быть произведением творческого гения человека, отражать важность взаимосвязи человеческих ценностей, существующих в течение определенного периода времени или в пределах определенной культурной области, являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей, представлять собой выдающийся образец типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап в истории человечества. Это лишь часть критериев оценки культурного или природного объекта.

Единый объект охраны
Санкт-Петербург был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. По словам Виктории Пушкиной, это произошло, когда процедура включения была ещё довольно простой. Сейчас для того, чтобы объект мог претендовать на место в списке ЮНЕСКО, необходимо подготовить огромное количество документов: исследование, план управления объектом и многое другое. Включение Санкт-Петербурга в список объектов Всемирного наследия столь очевидно, что дополнительных обоснований не требуется – так заявили в 1990 году специалисты ИКОМОС. Однако в 2005 году в ЮНЕСКО прошла ретроспективная инвентаризация, и российским специалистам пришлось всё же готовить необходимые документы. Подготовка проходила с 2005 по 2015 год.
Одним из ключевых критериев значимости Петербурга для всего мира стал тот факт, что Северная столица – уникальный градостроительный объект, построенный за исторически небольшой срок по чётким регламентам. Ещё одним критерием, как отметила Виктория Пушкина, стало обилие архитектурных ансамблей. Сам исторический Петербург можно считать ансамблем,– и именно как единый объект наследия, расположенный на территории больше 23 000 га, он и был включён в список ЮНЕСКО. Малоизвестный факт: в объект наследия входят также дороги, которые связывают его части в уникальный ансамбль.
Градостроительную модель Петербурга со строгими нормативами и регулярной планировкой впоследствии переняли при строительстве других городов, и это также стало аргументом при включении Северной столицы в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дополнительным критерием значимости стал «культурный», согласно которому объект наследия должен быть  значимо связан с событиями или традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими собой выдающееся мировое достояние. Подтверждением тому стало творчество огромного количество всемирно известных писателей, поэтов, художников, композиторов и других деятелей искусства, посвящённое городу на Неве. Все критерии, по которым город был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, составили так называемый «код Петербурга»

Поле для конфликтов
«Аналогов нашему объекту нет», - заявила Виктория Пушкина. Это, безусловно, почётно, но и создаёт некоторые сложности. Например, довольно трудно создать план управления объектом охраны, находящимся на территории сразу двух субъектов федерации. Сложности в координации действий администраций Петербурга и Ленобласти порой вызывают недовольство экспертов ЮНЕСКО.
Огромный единый объект культурного наследия время от времени становится полем для градостроительных конфликтов, когда новые архитектурные проекты, по мнению градозащитного сообщества, вторгаются в исторические панорамы и искажают облик Петербурга. Так, в 2006 году протест петербургских градозащитников вызвал проект небоскрёба Охта Центра высотой 396 метров на Охтинском мысу. Перспектива строительства здания такой высоты привлекла самое пристальное внимание  экспертов ЮНЕСКО. После переговоров, в которых участвовали застройщик, администрация, представители экспертного сообщества и общественные деятели, в 2011 году проект был перенесён в Лахту. На данный момент небоскрёб Лахта Центр уже введён в эксплуатацию. По словам Виктории Пушкиной, эксперты консультативной миссии ЮНЕСКО, посетившие Петербург в марте 2019 года, с одобрением отозвались о переносе небоскрёба на периферию. «Я скажу вам мнение тех специалистов, которые приезжали из ЮНЕСКО, - говорит Виктория Пушкина. – Они очень довольны, что Лахта Центр перенесли с Охтинского мыса в Лахту. Они считают, что государство выполнило рекомендации ЮНЕСКО и что мы молодцы».
Напомним: с 19 по 23 марта 2019 года в Петербурге работала консультационная миссия Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, в состав которой входили эксперты Анна Сидоренко и Джад Табет.  «Санкт-Петербург город уникальный, разнообразный. Его нельзя уместить в какие-то рамки, загнать в ящик, где он не будет развиваться. Но все изменения в городе должны иметь хорошее управление», - отметил Джад Табет в ходе визита.

Елена Орлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.