Петербургская архитектура подводит итоги трёх десятилетий

В ходе выставки «Российская архитектура. Новейшая эра. 1989 - 2019», прошедшей в Центре дизайна ArtPlay, петербуржцы и гости города получили возможность познакомиться с самыми значительными архитектурными объектами, построенными в Северной столице за последние 30 лет. Кроме фотографий примечательных зданий в ArtPlay были выставлены также 3D-макеты некоторых из них и проекты молодых архитекторов, пока не нашедшие воплощения.

Начало периода было выбрано неспроста: именно в 1989 году в СССР стали появляться первые персональные творческие архитектурные мастерские. Именно они впоследствии станут формировать облик новых зданий и целых кварталов. Говоря о тенденциях развития петербургской архитектуры, куратор выставки,  главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов отмечает, что если в советские времена при проектировании новых районов ещё сохранялся принцип ансамбля, заложенный зодчими прошлого, то в последние годы архитектурную гармонию сменила уплотнительная застройка, сформировавшая на периферии Петербурга кольцо каменных джунглей.

В рамках выставки прошла также конференция «Пространство и контекст. Новая архитектура в историческом городе», где урбанисты, архитекторы и представители бизнеса поделились своим видением развития районов Петербурга. Об экономических причинах современных тенденций жилищного строительства в ходе конференции рассказал генеральный директор Knight Frank (Санкт-Петербург) Николай Пашков. По его словам, до 2015 года объём ввода жилья составлял приблизительно 2-3,5 млн квадратных метров в год, однако затем этот показатель резко увеличился. Причин тому две. Во-первых, запас участков под уплотнительную застройку в границах Петербурга был практически исчерпан, и строительство перешло «в поля», на сельскохозяйственные территории вокруг города. Во-вторых, масштаб бизнеса уже достиг того уровня, когда девелоперы могут легко вводить проекты квартальной застройки.  В результате к существующему жилому фонду с 2002 года добавилась примерно треть объёма, отметил Николай Пашков.

Несмотря на громкие заявления о необходимости поддержки семей, растёт количество квартир, не предназначенных для семейного проживания. Так, в 2003 году доля студий на рынке составляла 48%, а в 2019 – уже 73%. Кроме, того, продолжается «вакханалия малогабариток»: в 2003 году средняя площадь квартиры составляла 66,4 квадратных метра, в 2019 – 43,1. При этом отказываться от строительства студий и однушек застройщики не собираются: слишком велик спрос на дешёвое жильё. Из-за активной застройки окраин создаётся диспропорция между местами проживания и приложения труда, что становится причиной мощнейшей маятниковой миграции.

Уже существующий жилой фонд при этом продолжает изнашиваться. Старые дома нуждаются в реновации, но пока у девелоперов есть лёгкий выход в greenfield, у реновации нет достаточного экономического стимула, считает Николай Пашков. Если ничего не изменися, то платёжеспособный спрос будет по-прежнему уходить в новую застройку, а исторический центр Петербурга продолжит деградировать. Девелоперу должно быть выгодно заниматься санацией исторических зданий – такой выход предложил архитектор Сергей Чобан. По его мнению, для этого необходимо намеренно сокращать, а не увеличивать количество разрешений на строительство жилья «в полях».

Говоря о современной петербургской архитектуре, Сергей Чобан напомнил участникам дискуссии, что городское пространство – это сочетание застроенных и незастроенных участков. По мнению эксперта, оптимальным для Петербурга будет строительство зданий не выше шести этажей. Такие проекты можно сделать экономически оправданными при наличии соответствующих городских регламентов, считает архитектор.

Невозможно жить в городе, где не создаётся пространство для новых поколений, считает заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев. Под пространством подразумевается не только архитектура, но и культурные центры, которые могут стать драйверами для новых районов, в том числе для Охты. «И на картах петровского времени, и на современных Охта предстаёт как отдельный центр со своей архитектурой», - отметил Владимир Фролов.  Сейчас для Охты таким драйвером уже стал центр ArtPlay.  По мнению партнера «Тандем-Истейт»Виктора Игнатьева, ArtPlay и Охтинский мыс могут стать новой доминантой района, куда будут стекаться туристы и местные жители. Появятся и новые – если объекты для реновации будут отдавать инвесторам, которые готовы рисковать и делать интересные объекты, считает эксперт.

Потенциальным драйвером развития Охты участники дискуссии считают и участок за «синим забором» - Охтинский мыс.  «Это знаковое место, - говорит основатель Центра дизайна ArtPlay Сергей Десятов. – Если говорить о наших амбициях, то мы легко могли бы сделать это место продолжением наших выставочных пространств. Ещё там не помешал бы дополнительный причал, потому что водный транспорт в городе надо развивать. Мне кажется, на Охтинском мысу подойдёт любой невысокий коммерческий объект, главное – с общественной функцией». По мнению Сергея Десятова, новые драйверы развития должны поддерживать естественную потребность человека в творчестве, а эта потребность не может быть удовлетворена в городе-музее, где «ничего нельзя» и человек не чувствует себя свободным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.