Российские города обретают новое лицо

Сегодня небольшие города, привлекая туристов и инвестиции, не боятся экспериментировать с новыми необычными проектами и моделями новой экономики, получая при этом впечатляющие результаты. Драйверами развития этих городов становятся культурные и образовательные проекты, порой сравнительно небольшие, но яркие и самобытные, формирующие незабываемое лицо каждого города. Как могут такие проекты изменить жизнь горожан? Реально ли перенести такую практику в мегаполисы, заставив депрессивные районы зажить новой жизнью? На ти и другие вопросы эксперты постарались ответить в ходе дискуссии «Взгляд вглубь: стратегии развития регионов. Локальная идентичность как новая экономика», прошедшей в рамках Петербургского Международного Культурного форума.

В период тотальной глобализации проблема идентичности и того, что может быть интересно другим, становится очень острой, отметил ведущий дискуссии специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Унифицировано буквально всё: от еды и сувениров до архитектуры, поскольку пул известнейших архитекторов задаёт тренды всему миру. Поиск своей неповторимости, по словам эксперта, особенно важен для Петербурга, поскольку в Северную столицу едут прежде всего ради уникального культурного наследия. «Изменения и внутренняя связь с локальной средой дают совершенно новые качества, которых не было прежде, - говорит Михаил Швыдкой. – Эти изменения возвращают смыслы и возвращают к смыслам место, в котором живут люди». Если говорить о Петербурге, то неотъемлемой частью его идентичности можно назвать не только общеизвестные туристические виды, такие, как Петропавловская крепость или Зимний дворец. Потенциал для создания нового интересного объекта есть у таких сравнительно малоизвестных мест Северной столицы, как, к примеру, Охтинский мыс.  «Я считаю, что всё, что связано с культурой, особенно с ландшафтной культурой, имеет возможность для самого разнообразного развития, коммерческого в том числе, - отметил Михаил Швыдкой, отвечая на вопросы журналистов об этом объекте в кулуарах форума. – Но очень важно сочетать сохранение среды с её изменением, это вопрос меры, понимания, ума людей».

Можно ли превратить «гений места» в драйвер для новой экономики – каждый из спикеров ответил на этот вопрос по-своему. Приводя в качестве примера небольшие, «нестоличные» города главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что их идентичность выражается прежде всего через архитектуру. В то же время именно архитектура в них часто находится в запущенном состоянии. Однако, как показывает европейский опыт, даже руины могут активно работать на создание локальной идентичности: туристы с удовольствием приезжают полюбоваться на живописное полуразрушенное здание, если достопримечательность в приличном состоянии и обеспечена соответствующей инфраструктурой. «Таких руин в России огромное количество, и они никак не капитализируются - отметил Сергей Кузнецов. – То есть, это не про то, что нужно обязательно всё восстановить». Эксперт привёл несколько примеров схожих объектов в России и в Европе – например, колокольня Никольского собора в городе Калязине Тверской области, расположенная на меленьком острове посреди реки, и полузатопленная колокольня на озере Резия в Италии. Такие «локальные странности», по мнению Сергей Кузнецова, тоже могут быть примером проявления местной идентичности.

«Лицом» города  может быть не только исторический, но и современный объект, отметил главный архитектор Москвы. Для примера он сравнил американский музей NASA на мысе Канаверал и музей истории космонавтики им. К.Циолковского в Калуге. «Космическая отрасль могла бы быть очень серьёзным пластом идентичности не только для Москвы, где сейчас делается космический исследовательский центр, но и для многих других городов», - считает Сергей Кузнецов. Главный архитектор Москвы с сожалением отметил, что современные объекты, связанные с космической отраслью, в России пока ещё не стали туристической достопримечательностью. В целом современные объекты постепенно становятся частью идентичности даже тех городов, которые прежде были известны преимущественно своим старинным архитектурным наследием.  Так, силуэты небоскрёбов Москва-Сити уже давно стали столь же узнаваемым символом Москвы, как и башни Кремля. В Петербурге аналогичную роль играет многофункциональный комплекс Лахта Центр. «Проект дает предпосылки развития морского фасада Петербурга, - отметил Сергей Кузнецов, давая комментарии журналистам. - Важная часть в восприятии Петербурга, что это город на Неве, то есть, жизнь у воды, с широкими набережными, где гуляют люди, занимаются спортом».

Ключевую роль в формировании идентичности современных городов и формировании новой экономики играют не только туристические объекты, но и регулярные масштабные мероприятия. Так, с Петербургом у туристов ассоциируются и Эрмитаж, и «Алые Паруса». По словам Михаила Швыдкого, традиционное место вполне можно превратить в место радикального фестиваля. О том, может ли событие изменить культурный код города, рассказала председатель Попечительского Совета Благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых. Она считает, что изменить культурный код можно, но делать это надо очень мягко, деликатно и с большим уважением к местным жителям. В качестве примера она привела Фестиваль новой городской культуры «Арт-Овраг» в Выксе – прежде довольно патриархальном городе в Нижегородской области с населением около 50 000 человек. Организаторы фестиваля рассмотрели три составляющих городской идентичности: пространственную, социальную и культурную. Влияние на культурную часть идентичности средствами современного искусства Ирина Седых считает достаточно мягким, однако организаторам пришлось столкнуться с противодействием местных жителей вплоть до разрушения установленных в ходе фестиваля объектов современного искусства. «Это ответ со стороны людей, которые не совсем понимают, что происходит, - пояснила эксперт. – Для того чтобы фестиваль стал родным для города, а не просто картинкой, привнесённой извне, чужой и инородной, нужно работать с жителями».  Наладить диалог помогло встраивание объектов современного искусства в благоустройство городских дворов, так что одним из направлений фестиваля стали «Арт-дворы», разработанные архитекторами, психологами и социологами совместно с горожанами, вовлечёнными в творческий процесс. На сегодня создано уже 11 арт-дворов, которые, в свою очередь, дали толчок формированию местных сообществ.

Сейчас жители Выксы сами участвуют в бизнес-конференциях, рассказывая о своём опыте преобразования дворового пространства. Это далеко не единственный пример того, как культурный проект, разработанный с учётом локальной идентичности при обязательном участии носителей этой идентичности, может  стать драйвером развития города, привлекающим инвестиции, туристов и квалифицированные кадры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.