Хроники нехищных городов: технологический прогресс российских мегаполисов

Существует любопытный миф о техническом прогрессе российских мегаполисов. Якобы Россия только делает вид, что отстает от более продвинутых Америки и Европы, а на самом деле наша прогрессивность в создании «умных городов» и собственной версии «цифрового Большого Брата» бесспорна, просто хорошо засекречена.

Поводы для подобных слухов понятны: в Москве в 2018 году была внедрена «умная» транспортная система и распознавание лиц в метрополитене. На стадии разработки или тестирования находятся и другие подобные проекты.

Как на самом деле обстоят в России дела с «городами XXI века», эксперты обсудили в ходе конференции «Smart технологии для города», организованной ИД «КоммерсантЪ»

Впереди или позади?

Так отстаем мы от мира - или все же опережаем? Комментируют спикеры конференции:

 

Виталий Савченко, коммерческий директор «АйТи Умный город»: «В плане освещения улиц мы пока, увы, несколько отстаем: в Европе вовсю развиваются беспроводные технологии. С помощью мобильных операторов не только регулируется освещение, но и обеспечивается wi-fi от фонарных столбов, и контроль парковочных мест. В России подобный GSM-канал пока не могут предоставить».


 

Александр Усов, исполнительный директор «CTRL Лизинг»: на рынке таксомоторных перевозок мы уже миновали этап застарелой войны с таксопарками, которая продолжает  терзать ЮВА, Африку, Латинскую Америку; тут мы сравнялись с прогрессивными странами. А в сфере каршеринга даже «обошли» их: по количеству каршеринговых авто на 1000 жителей мегаполиса Москва на первом месте, Токио идет только вторым. И даже сложно сказать, насколько велик будет разрыв: по некоторым мнениям, «потолком» каршеринга в российской столице будет 25 000 машин, но есть эксперты, предполагающие, что и это – далеко не предел.


Какую систему хотелось бы видеть в идеале? Эксперты мечтают, чтобы общественный транспорт подстраивался под спрос, как, например, в Сингапуре или Нью-Йорке, где на линию выходят столько автобусов и такой вместимости, сколько требуется пассажирам на маршруте именно сейчас.

Вершиной технологического прогресса стал бы «бесшовный абонемент» на все виды транспорта – то, что разрабатывают сейчас в Скандинавии. Согласно этой идее, человек сможет перемещаться из пункта А в пункт Б за фиксированную цену абсолютно на любом транспорте. Например, можно выйти из дома, взять такси, доехать до вокзала, пересесть на электричку или автобус, по прибытию в промежуточный пункт снова взять машину, велосипед или самокат до офиса, не думая о деньгах: уже все «заложено» в проездном.

Иван Морданов, заместитель директора по развитию «Швабе»: «Что касается интеллектуальных транспортных систем, то на примере Москвы можно сказать: да, мы – лидеры мирового рынка. Технологии, применяемые и разрабатываемые в России, более чем конкурентоспособны; более того – зарубежные эксперты приезжают перенимать наш опыт. И явное наше преимущество – комплексный подход: если за рубежом развиваются более узкоспециализированные проекты, то российские разработки подразумевают более широкий функционал.


 

Из миллионников – в глубинку

Участников конференции радует способность российской техники к адаптации. Лет десять назад, когда развитие транспортных технологий только начало набирать обороты и много техники привозили из-за рубежа, российские эксперты быстро поняли, что все «чужие» решения нужно эксплуатировать с учетом местной специфики, в первую очередь – климатической. Например, в  Якутии перепад от максимальной до минимальной температуры составляет 103 градуса! Какая европейская страна готовила к этому свою технику? Но, по мнению участников дискуссии, этот путь уже пройден.

 

Илья Романов, коммерческий директор VisionLabs: «В организации «умного города» Москва движется вперед семимильными шагами. При отсутствии тех инфраструктуры и решений, что десятилетиями создавались за рубежом, с имеющимися в распоряжении города ресурсами нагнать весь мир – и даже перегнать – будет, на мой взгляд, довольно легко.

Что касается необходимого – внедренные в городах-миллионниках решения можно и нужно использовать в масштабах всей огромной страны. Но – тут присоединюсь к коллеге, - к каждой реализуемой инициативе нужно подходить очень аккуратно, и хорошо понимать, насколько эффективно это будет работать в разных погодных условиях. А также как совместится с уже имеющейся инфраструктурой».


Какими реализованными проектами может похвастаться Россия? Какие инновации, внедренные за последнее время, заслуживают особого внимания и поддержки со стороны властей и частных инвесторов? В качестве примера Иван Морданов рассказал об опыте эксплуатации транспортной интеллектуальной системы в Москве, позволяющей максимально контролировать происходящее  на дорогах, включая передачу приоритета в движении общественному транспорту и ситуацию на парковочных зонах.

Но речь не только о столице: главное – перенести имеющийся опыт в глубинку, и не по принципу «старый мир снести до основанья, а затем…», а тщательно обследовать тот или иной регион, изучить имеющуюся инфраструктуру и уже работающие транспортные модели, добавив необходимое и со временем дотянув их до уровня Москвы. Например, весьма полезно будет «привязать» к интеллектуальным системам контроль за перераспределением транспортных потоков и дорожными развязками: в столице эта система уже внедрена и успешно работает. Актуальна и удаленная диагностика оборудования, например, светофоров и табло.

 

Не только транспорт

Генеральный директор United 3D Labs Дмитрий Ватулин, представил участникам дискуссии новые возможности трехмерной визуализации в строительстве. Теперь ещё до завершения строительных работ можно пригласить покупателя в виртуальный тур и показать фасады и интерьеры еще строящихся комплексов. Будущие жильцы смогут увидеть своими глазами строящийся микрорайон с тротуарами, мини-дорожными развязками, садами и газонами – точно таким, каким он позже станет в реальности. Можно даже полюбоваться «настоящим» видом из окна: последнее реализовали благодаря съемкам с квадрокоптера точно с места расположения будущей квартиры, выбранной покупателем.

Строящимся офисно-деловым микрорайонам такая 3D визуализация тоже открывает большие возможности, как и значимым городским объектам вроде музеев, особенно исторических, где хочется наглядно представить ретроспективу.

«Стоит отметить еще одно не совсем очевидное, но весьма важное применение дополненной реальности на различных объектах культуры, - пояснил  специально для UrbanLook Дмитрий Ватулин. - Сами по себе здания театра или музея  - весьма сложные инженерные сооружения; та же сценическая зона хорошего современного театра наполнена огромным количеством различных силовых и сигнальных кабелей, труб, умных световых приборов, механических передач, причем вся эта машинерия уходит на несколько этажей вверх и вниз. В музеях для поддержания нужного микроклимата приходится использовать новейшие технические системы; и все это сложнейшее оборудование нуждается в профилактике и периодическом ремонте».

Конечно, инженеры и ремонтники могут по старинке ориентироваться по бумажным чертежам, но это неудобно, а бумаги могут теряться либо стираться. При использовании  современных BIM технологий вся инженерная инфраструктура «переведена» в цифровой вид и работникам, чтобы найти нужный кабель, достаточно простого планшета. В лабиринтах коридоров театра нужный «проблемный» участок будет элементарно найти, надев 3D очки и «увидев» поломку за подвесным потолком или иным покрытием своими глазами, идя по реальному коридору.

«Разумеется, BIM технологии с очками дополненной реальности могут использоваться не только в театрах или музеях, но и на других зданиях и сооружениях, - уточняет  Дмитрий Ватулин. - В первую очередь они  нужны в высококлассных бизнес- и государственных центрах, где требуется 100% работоспособность всей инфраструктуры, а в случае неисправности поломка должна устраняться в кратчайшее время: например, в таких знаковых объектах, как Лахта Центр в Санкт-Петербурге, Ельцин-центр в Екатеринбурге и им подобных современные цифровые технологии проявили свои возможности по максимуму».

 

Технологии для инвалидов

Директор «ООО «СТП инжиниринг» Мария Ромашова представила на базе системы ориентирования «Говорящий город» новые воодушевляющие перспективы для инвалидов по зрению и представителей других маломобильных групп населения. Речь о дополнительном оснащении транспорта, объектов городской инфраструктуры, культурных и иных популярных заведений. Теперь и пожилые люди, и слепые, и колясочники могут не зависеть от «кнопок вызова персонала» и табличек с надписями на азбуке Брайля.

«Наша система дает возможность инвалидам по зрению и не только самостоятельно совершать посадку в транспорт, обнаруживать входы в любые объекты, ориентирование внутри  и получать о них максимально полную информацию, - говорит Мария Ромашова. - Мы уже оборудовали в Санкт-Петербурге весь подвижной состав электротранспорта и порядка 600 автобусов. Теперь ожидающий транспорта человек получает информацию о типе подъезжающего транспортного средства, его номере, направлении. Водителю поступает сигнал, что на остановке стоит инвалид по зрению или колясочник – что важно, ведь действия в этих случаях разные. Получив сообщение о нужном транспорте или объекте, пользователь активирует звуковой сигнал над входом в него для определения направления движения».

Сейчас, по словам Марии Ромашовой, системой оснащены все входы в вестибюли станций метрополитена; уже идет пусконаладка сервиса на всех железнодорожных вокзалах, подключились многие аптеки, ряд банков, МакДональдс, торговые центры. На очереди – больницы, поликлиники, кафе и, конечно, музеи и культурные заведения: уже оснащен Исаакиевский собор, на очереди – храм Спаса на крови, Филармония, ряд Домов культуры. Кроме северной столицы, технология внедряется еще в 17 городах и регионах России, включая Краснодарский край, Ростов-на-Дону, Волгоград.

«Особо отмечу возможности, которые открывает эта технология в деловой сфере, - вероятность посещения слепым или колясочником любого многофункционального центра весьма высока, - подчёркивает Мария Ромашова А многие компании к тому же охотно задействуют специалистов с инвалидностью в работе – им тоже нужно сделать рабочее место удобным. Так что и тут подобная система будет очень полезна, а в офисно-деловые микрорайоны нового образца вроде Лахта Центра от Газпрома в Питере она бы вписалась идеально. И смогла бы продемонстрировать там свой потенциал по максимуму; так что надеемся на сотрудничество с компаниями в проектах подобного рода».

Кристина Голубева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.